+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.09.2015 16:00:17
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Эксперт: при формировании Целевой модели рынка нужно учитывать и развитие конкуренции, и национальные интересы

В вопросе формирования Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года, по большому счету, заинтересованы две стороны, считает анонимный собеседник РЖД-Партнера, представляющий железнодорожную отрасль.  

Первая – это рынок (операторы, экспедиторы и др.), который и партнер ОАО «РЖД», но, с другой стороны, и конкурент перевозчика. Вторая сторона – собственно, ОАО «РЖД» и государство, как его основной акционер.
«И вот сейчас стороны пытаются нащупать позиции друг друга и, грубо говоря, «отломить» лучший для себя кусок на перспективном рынке грузоперевозок. У РЖД аргументация – безопасность и непрерывность технологического процесса. Да, наверное, консолидировать вагонный парк в очередной раз надо. Но, с другой стороны, хорошо, когда есть и конкурентная среда, – добавил спикер. – Она более гибкая и больше повернута к клиенту. Но мы говорим не о ситуации, когда крупные игроки за счет масштаба могут демпинговать, а о нормальной конкурентной среде, когда у всех участников рынка одинаковые условия игры (доступ к информации, ресурсам). Сейчас ситуация далека от совершенного рынка. Но надо к ней приближаться».
Для этого, по словам собеседника РЖД-Партнера, нужно повышать эффективность перевозок, в частности, снижая транспортную составляющую в конечной цене продукции. Но, в свою очередь, для этого должны быть естественные рыночные механизмы.


«С рынком нужно разговаривать, а рынку – нужно, помимо своих интересов, преследовать и национальные. В качестве некой переговорной площадки можно было бы рассматривать Минэкономразвития. Хоть это и представитель акционера, это ведомство, тем не менее, заинтересовано в том, чтобы экономика была сбалансированной и эффективной, чтобы не было перекоса в сторону только одной из заинтересованных сторон, – продолжил спикер. – Если пришло время попробовать частную тягу, можно и попробовать. Но так, чтобы это не дошло до того, что частник просто получит доступ к тяге и заберет только высокодоходные грузы. Кто в этом случае будет возить низкодоходные или убыточные?»


Он уточнил, что при либерализации тяги есть риск, что у РЖД в конечном итоге окажется еще меньше источников для развития и, соответственно, еще больше потребности в государственной поддержке.
«Так вот Минэкономразвития, наверное, в таком раскладе не заинтересовано. Поэтому надо договариваться. Получаете доступ к тяге – возите все маршруты и грузы, берите на себя и социальную нагрузку. А еще лучше – сначала решить вопрос с тарифообразованием. Следует уйти от старого подхода с классовостью грузов и прийти уже к новому и логичному, а именно классифицировать услуги по критериям их качества и, исходя из этого, применять тарифы. Тот же самый груз, неважно какой, если везется 10 суток – это одно. А если тот же груз на том же расстоянии везется 3 суток, это совсем другое – платите за это больше. Тогда не будет этих перекосов: кто-то доходный груз возит, а кто-то не может свести концы с концами, возя себе в убыток», – подчеркнул эксперт.
Он также напомнил, что фактически отдав перевозку наливных грузов в частные руки, РЖД потеряло возможность субсидировать свои убытки от перевозки социальных грузов. Таким образом, сейчас проблемы экономики решаются за счет РЖД. А с учетом того, что с федеральным бюджетом сейчас «туго», у компании возникают очень большие риски при попытках сбалансировать свой бюджет. Все это нужно учитывать при определении модели рынка Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года, резюмировал собеседник РЖД-Партнера.

Маргарита Меньшакова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions