+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2024 11:35:41
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Интересы на границе: как канатная дорога из Хэйхэ в Благовещенск и мост Джалинда – Мохэ на Дальнем Востоке помогут отношениям России с КНР

Принципиальное значение для развития Дальнего Востока имеет взаимодействие приграничных регионов с Северо-Востоком Китая: в условиях роста товарооборота, загруженности портов, интереса КНР в импортных товарах из РФ возникла необходимость развития сухопутных связей. Граница с Китаем при этом воспринимается как «каркас» для новых проектов сотрудничества несмотря на то, что ее большая часть проходит по Амуру — крупному физическому барьеру.
Интересы на границе: как канатная дорога из Хэйхэ в Благовещенск и мост Джалинда – Мохэ на Дальнем Востоке помогут отношениям России с КНР
Два важных проекта

В 2012 году между двумя странами было подписано соглашение о строительстве канатной дороги из Благовещенска в Хэйхэ, а уже в 2025 году она должна быть введена в эксплуатацию и станет основой для создания центра российско-китайского делового сотрудничества на базе двух городов.

Вместе с этим, с 2023 года ведутся регулярные рабочие встречи с обсуждением нового перехода на границе Амурской области и городского уезда Мохэ. Оба проекта поспособствуют развитию партнерских отношений с Китаем сразу по нескольким направлениям: логистическому, инвестиционному, социально-экономическому и туристическому.

Логистические плечи и пропускные способности

Сейчас можно обозначить две логистические проблемы Дальнего Востока. Во-первых, дефицит провозных мощностей (по словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, в 2022 году он составлял более 70 млн т грузов при общем обороте около 121 млн т за тот же год). Во-вторых, имеются значительные логистические издержки ввиду недостающей трансграничной транспортной инфраструктуры: например, Хабаровский край не имеет пограничных переходов, а многие речные переправы в регионах были закрыты из-за низкой эффективности. Обе проблемы частично решил Благовещенский мост, построенный в 2022 году. В текущей конфигурации мост готов принимать 4 млн тонн грузов в год, а логистическое плечо для региональных предприятий сократилось на 300 км.

Продолжение последует в виде автомобильно-железнодорожного перехода «Джалинда – Мохэ», который нацелен на предприятия Забайкальского края, Амурской области и Республики Якутия. По оценке Минтранса РФ, для них путь до южных регионов Китая сократится на 2000 км, и значительно увеличатся экспортные способности якутских угледобывающих предприятий: с 2,4 млн т в год до 18 млн т к 2033 году. Реализация проекта позволит снизить стоимость продукции для конечных потребителей в Китае, что также отразится и на стоимости импортируемых товаров, которые приобретают российские компании.

Инвестиции и новые точки притяжения

Важным аспектом остается экономическая интеграция стран. Новые инфраструктурные проекты создают привлекательные локации для зарубежных инвесторов: формируются зоны с высококвалифицированными рабочими местами и возможностями для трансграничной торговли. При этом китайские инвесторы заинтересованы именно в приграничных регионах, таких как Амурская область, Приморский край и Еврейская автономная область. Они являются лидерами российского рейтинга по продуктивности взаимодействия с Китаем, здесь уже сосредоточены крупные китайские предприятия и инвестиции.

Среди имеющихся примеров можно отметить строительство Нижнеленинского моста: оно привело к включению новых участков вблизи перехода в состав территории опережающего развития (ТОР) «Амуро-Хинганская», где разместятся транспортно-логистический центр, технопарк, промышленные предприятия с участием китайских инвестицией. Аналогичный эффект можно ожидать и при реализации перехода «Джалинда – Мохэ».

Развитие туризма и социально-экономические выгоды

Один из уникальных случаев — это канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ, которая запустит создание международной точки притяжения: к 2027 году на прилегающих территориях появятся визит-центр, гостиничный комплекс и Экспоцентр с шоурумом для отечественных и китайских товаров. Комплекс станет входной точкой для китайских и японских туристов в Амурскую область и Дальний Восток, а также поможет создать тесные торгово-экономические связи между макрорегионом и Китаем.

В целом такие проекты предоставляют многочисленные экономические возможности, которые улучшают имидж Дальнего Востока и способствуют решению социальных проблем макрорегиона: например, уменьшают миграционный отток и повышают качество жизни за счет развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions