RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.05.2017 16:31:40
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

На рынке подвижного состава все спокойно

Многие эксперты прогнозируют, что в этом году отрасли вагоностроения и вагонопотребления наконец-то достигли баланса. Однако немало проблем так и остались нерешенными. В связи с этим отраслевые аналитики не исключают, что возможно повторение дисгармонии на рынке. О главных изменениях и о возможных последствиях ИА РЖД-Партнер побеседовал с генеральным директором ООО «Экспертный Центр вагоностроения» Никитой Битюцким.
На рынке подвижного состава все спокойно
- Никита Александрович, как вы оцениваете структуру рынка подвижного состава. Можно ли говорить о балансе?

- На текущий момент ситуация на рынке грузового подвижного состава достаточно стабильная. От профицита парка, за счет активного списания устаревших вагонов, удалось уйти. При этом дефицита вагонов на рынке сегодня не наблюдается. Если он и возникает, то, как правило, связан с сезонным всплеском объема перевозок, который касается отдельных номенклатур иногда в определенных регионах. Например, уже неоднократно повторялась ситуация с нехваткой полувагонов для транспортировки угля.

- Производство грузовых вагонов в России в 2016 году в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 28,8% до 36,6 тыс. единиц. В Минпромторге прогнозируют, что за 2017 год этот показатель может подняться еще на 8-10% до 42 тыс. вагонов. Этому способствовали меры господдержки? Но не приведут ли они вновь к появлению избытка подвижного состава через некоторое время?

- Я скептически отношусь к различным механизмам поддержки рынка. Это искусственное регулирование отрасли. И все же, чтобы не произошло дефицита самого востребованного подвижного состава, полувагонов, необходимо было их и в этом году включить в программу. Что и сделало Министерство промышленности и торговли РФ, которое, несмотря на колебания, все же пошло навстречу пожеланиям производителей инновационных полувагонов и распределило госсубсидии в 5 млрд руб. между полувагонами нового поколения и спецвагонами.

- Как вы считаете, в перспективе, какие виды подвижного состава будут простаивать, а каких может не хватить?

- Я думаю, что ситуация с недостатком полувагонов под уголь может повториться и в текущем году. Что касается специализированного подвижного состава, то дефицит теоретически возможен. Однако часть собственников, прекрасно понимая, что такая ситуация может возникнуть, начали заранее отказываться от устаревшего специализированного подвижного состава и постепенно переходить на танк-контейнеры, которые могут перевозить достаточно широкую номенклатуру грузов на универсальных платформах, в том числе и длиннобазных, что в итоге гораздо эффективнее. Данная тенденция наблюдается в основном с конца 2015 года и вызвана не столько отсутствием подвижного состава, требуемого для перевозки заявленных грузов, сколько, откровенно говоря, нестабильностью нормативно-правового регулирования железнодорожной отрасли. Как следствие, бизнес несет риски и финансовые затраты. В частности, Минэкономразвития дало отрицательную оценку 44% разработанных документов в 2016 году. Операторы и грузовладельцы пытаются минимизировать взаимодействие с магистралью, а контейнер и его разновидности – это все-таки универсальная тара и ее можно использовать на различных видах транспорта.

Действительно непростая ситуация на рынке рефрижераторного подвижного состава. Парк практически не обновляется, так как серийного производства ни рефвагонов, ни рефконтейнеров в России нет, только единичные партии изотермического подвижного состава и оборудования. К началу 2018-го эксплуатация около 90% такого подвижного состава будет прекращена по причине окончания его срока службы. Можно отдельно выделить ряд крупных компаний, которые предвидели ситуацию и заблаговременно начали к ней готовиться. Например, АО «Рефсервис» обезопасило себя на некоторое время, успев продлить срок службы собственного парка путем его модернизации в соответствии с требованиями ТР/ТС 001. На текущий момент поставлены на производство проекты модернизации изотермических вагонов с продлением срока службы моделей 16-380, 16-382-02, 16-382-03, 16-3000, 16-3002-02, 16-3002-03 и ЦБ5-659, ЦБ5-659-01, ЦБ5-659-05. Вместе с тем, по предварительной информации в завершающей стадии находится разработка нового изотермического вагона производства АО «Алтайвагон», которая создает существенные риски по исключению изотермических вагонов их перечня, предусмотренного приказом № 382 Минтранса от 25.12.2015 г.

Многие компании закупают китайские рефконтейнеры, ремонтируют их и эксплуатируют еще не один год – так они спасают свою ситуацию.

Что касается выпуска новых моделей подвижного состава для термоперевозок, то их производство очень сложное и мелкосерийное, поэтому его организация и выпуск весьма затратны, как для изготовителя, так и для первых заказчиков. Пока не будет серии – просто невозможно будет организовать выпуск моделей по конкурентной цене.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Логистика новых компетенций

Логистика новых компетенций
Процесс автоматизации неизбежно затрагивает все больше отраслей. Коснулся он и логистических компаний: массовое внедрение робототехники и беспилотного транспорта в производство грозит отрасли большим сокращением рабочих мест. Поэтому уже сейчас представители рынка прогнозируют развитие трендов в России, чтобы пересмотреть методы кадровой подготовки и определить новые требования к специалистам логистики будущего. О первых результатах работы отрасли в данном направлении РЖД-Партнеру рассказал член организационного комитета чемпионата логистических компетенций LogisticSkills Владимир Козлов.
РЖД-Партнер

Рубль преткновения

Рубль преткновения
Российские порты должны перейти на рубли с 1 января 2018 года при расчете тарифов для стивидорных компаний. При этом, отдавая такое поручение, глава государства подчеркнул, что перевод ставок в рубли должен проходить с оговорками и без убытков для бизнеса. Принесет ли рубль новых клиентов стивидорам и удастся ли им остаться на плаву, работая с отечественной валютой? Об этом ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с руководителем направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрием Суховершей.
РЖД-Партнер

Япония рассматривает возможность импорта фуражного сена из Приморского края

Япония рассматривает возможность импорта фуражного сена из Приморского края
В настоящее время дефицит фуража там превышает 600 тыс. т.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions