– Мустафа, какие грузы идут в Россию в 2022–2023 гг.?
– Работаем с 2012 года. За эти 10 лет поставили в Россию пищевые продукты: арбузы, огурцы, помидоры, капусту, картошку, иранскую хурму и халву. А также металлы, руду, нефтехимические жидкости.
Везем грузы по железной дороге, а также морем, привлекаем автоперевозчиков. Из Индии товар идет в Россию дней 20, есть альтернативные способы доставки, но они вдвое дольше, до 45 суток.
– Что везут из России?
– Запчасти для тракторов, например, химические товары, нефтепродукты, а также, конечно, зерно и лес. Грузооборот растет, не так быстро как хотелось бы, но растет. За последний год он вырос процентов на 10.
– Но вы сами себя называете железнодорожным оператором Ирана...
– У нас 600 фитинговых платформ. И запрос на грузоперевозки именно на доставку грузов по железной дороге, мы везем через Туркменистан. Здесь есть уже большой терминал, колея имеет двойной стандарт. Мы можем предоставить контейнеры для перегрузки. Но мы возим грузы в Россию из Индии без перегрузки и перетарки, напрямую.
~ РЖД возят по этому же коридору. Ощущаете конкуренцию?
– Да. Но у них тестовый режим, пока изучают маршрут. Может, им не понравится. Мы предлагаем очень выгодные тарифы: всю перевозку контейнера в 40 футов мы предлагаем за $1,3 тыс., у РЖД совсем другие расценки.
Да и сроки работы в РЖД совсем другие, решения в РЖД принимают не очень быстро.
– За последний год разговоры об МТК Север – Юг не стихли, а совсем наоборот. Может, Вы считаете, что его вообще не стоит строить, раз никак не начнется реализация проекта железной дороги в Иран через Армению?
– Надо строить! Это же самый короткий маршрут для грузов из Индии, Пакистана. Доставка грузов сократится и по стоимости, и по срокам. России этот маршрут крайне выгоден.
– Вы считаете, Россия должна инвестировать в строительство проекта в Иране?
– Конечно! Потому что бизнес России больше заинтересован в реализации проекта, чем бизнес Ирана. И Россия очень богатая страна, у частного капитала России есть для этого средства и есть интерес, конечно.
Иран живет под санкциями больше 30 лет. И у нас нет ни технологий, ни средств. Поэтому бизнес России должен помочь Ирану. Хотя бы пусть здесь построят контейнерные терминалы, это же важно для развития транспортных маршрутов.
Россия не разрешает ввоз грузов на иранских вагонах на территорию СНГ. Нам приходится обновлять парк подвижного состава, минимальная закупочная цена – $65 тыс. Получить лизинг в России, чтобы работать в России, у нас не получается.
– Каких партнеров ищете в РФ?
– Тех, например, кто уже отказался или только думает об отказе от работы с партнерами из Турции. Мы принимаем к перевозке все грузы. Готовы возить русский лес в Индию, Турцию и Китай. Да и в Иране, и в Пакистане хотят покупать русский лес, здесь очень большие базары.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.