+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2023 10:21:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Строительный груз и ныне там

В условиях проблем с автотранспортом железнодорожники должны пересмотреть отношение к перевозкам цемента и стройматериалов. В противном случае можно получить локальный дефицит строительных грузов при наличии избыточных производственных мощностей, рассказал директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС» Денис Назаров в ходе «Открытого разговора», который провел РЖД-Партнер на выставке TransRussia 2023.
Прогноз относительно развития рынка цемента и строительных материалов представляется не очень благоприятным. Во-первых, на протяжении последних десятилетий продолжается массовый отток строительных грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. За 10 лет ситуация поменялась кардинально. Если в 2012 году 60% цемента вывозилось железнодорожным транспортом и 40% – автомобильным, то сейчас картина полярная: 59% вывозится автотранспортом и 41% – железной дорогой. Железнодорожный транспорт фактически на ровном месте и не на самых грузонапряженных участках сети потерял свыше 12 млн т грузов.

Все прошлые годы РЖД расставались с данным объемом. Груз все-таки 1 класса, не самый доходный, есть что возить, помимо него, и автотранспорт всегда может подстраховать.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в этом году надежда на автотранспорт в определенной степени может не оправдаться, потому что у него проблем предостаточно. Это дефицит тягачей и запасных частей, нехватка водительского состава, введение на автодорогах сезонных и региональных ограничений, а где-то, как, например, в Сибири и на Дальнем Востоке, фактически полное отсутствие в нормативном состоянии дорожной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время складывается достаточно парадоксальная ситуация: формируются предпосылки для создания локальных дефицитов строительных материалов при наличии избыточных производственных мощностей. В любом случае избыток этих ограничений приводит к росту издержек производителя, что так или иначе неизбежно отразится на конечной стоимости продукта.

По нашим собственным оценкам, увеличение сроков оборота вагонов с цементом за прошлый год (опять же повторюсь: не на самых грузонапряженных участках, речь не идет о Восточном полигоне) составило 13% к факту не самого лучшего 2021 года. Это много. Мы фактически без изменения суточной ставки предоставления вагона получили рост вагонной составляющей, который перекрыл величину официального уровня инфляции в России.
Бытует мнение, что для грузоотправителей основной объект критики – это рост тарифной нагрузки РЖД. Это не так, потому что грузоотправители против роста тарифной нагрузки только тогда, когда этот рост не приводит к соответствующему увеличению качества сервиса и возможностям грузоотправителей по погрузке своего груза. Мы с уважением относимся к труду коллег и отдаем себе отчет, в каких непростых условиях сейчас им приходится трудиться. Однако, например, с потерей РЖД практически 20% объема цемента в пользу автотранспорта вынужден констатировать, что с данной задачей перевозчик пока не справляется.

Что стоит делать? Прежде всего нам не обойтись без опережающего развития инфраструктуры в восточном, южном направлении, получения резерва в первую очередь по пропуску грузовых поездов в условиях существенного и еще несколько лет назад непрогнозируемого роста объемов пассажирского движения на Юге России. Это повышение технологической открытости и прозрачности информационных систем РЖД для всех участников перевозочного процесса. И это усиление роли федеральных органов исполнительной власти, причем не только Минтранса и Федеральной антимонопольной службы, но и Минпромторга и Минэкономразвития, которые должны сыграть серьезную роль в качестве действительно независимых регуляторов для достижения баланса интересов перевозчика и ключевых отраслей российской экономики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions