+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.10.2020 16:05:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД вынуждают лесопромышленников раскошелиться на весы

Этим летом в некоторых управлениях железных дорог было принято решение обязать тех, кто отправляет лесоматериалы железными дорогами, заплатить ОАО «РЖД» за дополнительное взвешивание груза в пути или установку весов на своих подъездных путях.
В телеграмме, поступившей грузовладельцам, взаимодействующим с Октябрьской железной дорогой, в начале августа текущего года (копия телеграммы есть в распоряжении редакции), сообщалось, что с ноября 2020 года будет введен запрет на прием к перевозке вагонов, загруженных лесными грузами, в случае невыполнения требований статьи 26 УЖТ. «В случаях выявления вагонов с превышением трафаретной грузоподъемности вагона или искажения сведений о массе груза прием вагонов от грузополучателей, допустивших данные виды нарушений, будет осуществляться при наличии результатов взвешивания вагонов на вагонных весах», – сообщалось в телеграмме.

Формально причиной для введения новых требований послужило то, что на пограничной передаточной станции Бусловская ОЖД в период с 6 по 10 июля 2020 года таможенными органами было задержано 53 вагона с экспортными лесными грузами, для которых было отмечено существенное расхождение данных о массе груза в накладной и по результатам взвешивания в динамике на РТВ-Д. По результатам взвешивания на РТВ-Д масса груза в вагонах была меньше от 1 до 10 т в сравнении с указанной грузоотправителем в накладной. Согласно перевозочным документам, масса перевозимого груза определялась грузоотправителями по обмеру с указанием количества штабелей, загруженных в вагоны.

В телеграмме ОЖД утверждается, что в соответствии со ст. 26 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах. «В связи с тем, что масса груза была определена отправителями не путем взвешивания на вагонных весах, а по обмеру, с неправильным применением коэффициентов, данные показаний РТВ-Д существенно расходятся с массой груза, указанной грузоотправителями в накладной», – отмечается в сообщении. Из-за этого и появилось требование по установке в срок до 1 ноября 2020 года вагонных весов для определения массы перевозимых лесных грузов на путях необщего пользования. Альтернативным вариантом назвали заключение дополнительного договора с ОАО «РЖД» на взвешивание в пути следования.

Аналогичный приказ получили и грузовладельцы Северной железной дороги. Как прокомментировали в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области, предпринимателям, занимающимся лесным бизнесом и пользующимся услугами СЖД, также предлагают установить весы для взвешивания лесных грузов на своих подъездных путях или пользоваться весами СЖД.

Естественно, подобное требование стало причиной возмущения лесопромышленников, которым фактически был поставлен ультиматум: либо платить около 2000 руб. за взвешенный вагон, либо выкупать весы, стоимость которых варьируется в пределах 1,75-4 млн руб.

По мнению представителей отрасли, подобная трактовка УЖТ недопустима, так как указание на применение весового метода определения массы груза, перевозимого навалом, в ст. 26 УЖТ РФ не является указанием на выбор исключительного способа определения массы груза. При этом в иных отраслевых документах также нет прямого указания на необходимость именно взвешивания.

Это мнение поддержал директор юридической компании «ЖД-Юрист» Денис Кирпичев: «Считаем, что телеграмма Октябрьской железной дороги, согласно которой структурам ОАО «РЖД» предписано начать работу по разъяснению новых правил перевозки лесных грузов, является попыткой выработать метод остановки вывоза круглых лесоматериалов (кругляка). Судя по всему, решение об остановке круглых лесоматериалов озвучено на уровне высших органов государственной власти, но законодательно данное решение еще не урегулировано и будет подкрепляться нормативной базой через определенное время».

По словам эксперта, на сегодня действует приказ Минтранса РФ от 19.09.2013 г. № 294, согласно которому лесоматериалы всяких пород могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом. Согласно ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ, погрузка грузов осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий. Таким образом, лесные грузы, в частности круглые лесоматериалы, могут перевозиться штабелями леса одного размера навалом или в упакованном виде в грузовых вагонах с соблюдением весовых характеристик по трафарету вагона. Как подчеркивает Денис Кирпичев, это означает, что обмер возможен по-прежнему.

Если говорить об экспорте круглых лесоматериалов, то, согласно ст. 5, 19 СМГС, определение массы груза при международных грузоперевозках производится в соответствии с правилами национального законодательства страны грузоотправителя. Соответственно, СМГС тоже не запрещает определять массу обмером.

«Вышеназванная телеграмма является попыткой применить существующие нормы законодательства (ст. 26 Устава ЖДТ) с целью ограничения определенной деятельности в интересах государства (озвучено – сохранение леса). При этом в телеграмме есть правовые сложности для ОАО «РЖД», так как ст. 26 Устава ЖДТ является диспозитивной, учитывая, что в ней есть фраза «может повлечь…». То есть ст. 26 Устава ЖДТ не устанавливает императивный порядок, а говорит об определении массы (объем, вес и пр.) при отлагательных условиях, которые нужно дополнительно доказывать. Соответственно, ОАО «РЖД» остается использовать только «рычаг» взвешивания, так как согласно ст. 27 Устава ЖДТ ОАО «РЖД» вправе в любое время на станции отправления, в пути следования или на станции назначения проверять достоверность массы любого груза. Это действенный на сегодня механизм, который как минимум позволяет останавливать лесной груз для выяснения обстоятельств наличия или отсутствия превышения грузоподъемности вагонов. Но данный механизм ограничен штрафом, если есть превышение трафарета вагона, однако полная остановка круглых лесоматериалов в соответствии со ст. 26 Устава ЖДТ может быть признана незаконной», – комментирует эксперт.

Если данный спор дойдет до суда (а это наверняка произойдет), то при определении убытков пострадавших сторон основному судебному исследованию будет подлежать п. 30 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 г. № 374. Согласно п. 30 данных Правил, прием лесных грузов к перевозке навалом с определением массы по обмеру не запрещен, подчеркнул Денис Кирпичев.

Однако заместитель директора ООО «ЖД-Юрист» Михаил Самарин подчеркнул тонкость обозначенного вопроса. Он считает, что спор относительно правомерности или неправомерности телеграммы не имеет внесудебного разрешения. Только суд сможет урегулировать данную коллизию права. «Считаю, что действия ОАО «РЖД» правомерны, так как перевозчик вправе проверять достоверность перевозочных документов согласно ст. 27 Устава ЖДТ. Относительно грузов, перевозимых навалом, ОАО «РЖД» в суде укажет на дословное толкование ст. 26 Устава ЖДТ, в которой сказано: «…определение массы грузов перевозимых навалом осуществляется посредством взвешивания…». Для ОАО «РЖД» в данном споре, конечно, есть сложности, связанные с приказом Минтранса России от 19.09.2013 г. № 294 и пунктом 30 Правил приема грузов, утв. приказом Минтранса России от 07.12.2016 г. № 374. Но, думаю, суд примет во внимание аргументацию ОАО «РЖД» о дословном толковании ст. 26 Устава ЖДТ и примет решение о правомерности действий ОАО «РЖД» по остановке лесных грузов, перевозимых навалом, без взвешивания вагонов», – добавил он.

Спор грузоотправителей и ОАО «РЖД», скорее всего, станет ярким в ноябре 2020 года, но точку в данном споре сможет поставить только Арбитражный суд, и, возможно, не в первой инстанции.

При этом отмечаются и другие проблемы, помимо юридического противоречия толкования двух документов, связанные с эффективностью работы на сети. «Лесопромышленники Костромской области выразили несогласие, мотивируя его следующим. Во-первых, установка собственных весов повлечет дополнительные расходы. Во-вторых, значительно усложнится маневровая работа локомотивов, которых и так недостаточно, и увеличится время вывода вагонов, что также повлияет на дополнительные финансовые расходы бизнеса», – сообщил исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Геннадий Юрзов.

РЖД-Партнер направил запросы РЖД, ТЦФТО ОЖД и СЖД, а также грузовладельцам, работающим с лесными грузами. Мы будем держать наших читателей в курсе развития событий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions