RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
06.09.2016 14:33:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рыбу в России хотят сделать дешевле

Для этого необходимо улучшить логистику поставок, и сделать это не в ущерб железной дороге.
Рыбу в России хотят сделать дешевле

Поиск комплексных решений

С начала сентября на целый ряд рыбной продукции обнулена ставка экспортной пошлины. Подорожал и ее импорт. В связи с этим ожидается очередной виток роста цен на морепродукты на российских прилавках. Как защитить внутренний рынок?
Идет срочный поиск комплексных решений. В том числе, вновь прозвучало предложение снизить тарифы на перевозки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть РФ по железным дорогам.
Основным поводом для этого стали обязательства России по присоединению к ВТО. Сначала размер пошлины на красную рыбу, угрей, палтус, камбалу, мойву и прочие виды были снижены с 3,75% до 1,25%. Также были снижены ставки с 7,5% до 2,5% на некоторые виды крабов, креветок, хвосты лангустов. А согласно постановлению правительства РФ № 797 от 15.08.2016 г. с 1 сентября текущего года обнулены таможенные ставки на вывоз мороженой рыбы и крабов.
Эти номенклатуры активно экспортировались предприятиями Хабаровского края. Например, по данным таможни, за 8 месяцев 2016 года было экспортировано 36450 т морских биоресурсов. Соответственно пошлина за них составила 32,5 млн руб. Таким образом, даже незначительное снижение подобных платежей – весомая господдержка рыболовецким компаниям для их экспортного сегмента.
Проблема теперь состоит в том, как еще при этом отрегулировать внутренний рынок сбыта. Ведь получается, что у производителей возникает интерес отправлять всю морепродукцию за рубеж. При этом ранее недостаток недорогой рыбы в европейской части РФ восполнял импорт. Теперь из-за санкционных проблем она из Норвегии и Исландии не поступает. С Фарерских островов привозят дорогую продукцию. А теперь морепродукты повысились в цене и в Аргентине.
Между тем, по данным исполнительного директора некоммерческой организации «Рыбный союз» Сергея Гудкова, качественные дальневосточные товары в европейскую часть РФ не везут. «Внутри страны ее покупают разве рестораны и, возможно, некоторые московские торговые сети», – отметил С. Гудков. Порой доходит до абсурда: например, на внутреннем рынке РФ отечественная селедка теперь продается в полтора раза дороже, чем в странах ЕС. В связи с этим С. Гудков и выдвинул предложение снизить коэффициенты на железнодорожные перевозки морепродукции по железным дорогам.

Железнодорожные тарифы – не главная проблема

Как напомнил независимый эксперт Александр Редько, вопрос о преференциях на железнодорожную перевозку рыбы с Дальнего Востока поднимается уже не первый раз. В предыдущие годы в ОАО «РЖД» проводили исследования, из которых следовало, что тарифная составляющая не являлась основном препятствием для перевозок данной номенклатуры с Дальнего Востока".
В частности, в стоимости 1 кг минтая транспортная составляющая не превышала 5%. Главный барьер состоял в том, что на пути от оптовой базы до прилавка в Москве цена на дальневосточные морепродукты из-за посредников повышалась едва ли не втрое.
«Поэтому не вижу смысла в понижающих коэффициентах на железнодорожные перевозки рыбы ни в рефсекциях, ни в рефконтейнерах, если только рыболовецкие компании не гарантируют при этом увеличения объемов погрузки своей продукции. Но для этого им необходимо менять логистику», – сказал А. Редько.
Рецепты известны: требуется создание дополнительных холодильных мощностей и перевалочных хабов на ключевых направлениях, чтобы максимально ускорить перевозки и сократить издержки при доставках. Кроме того, развивать глубокую переработку морепродукции. В противном случае на российские прилавки рыба будет попадать окольным путем.
Взять, скажем, минтая. Высококачественное сырье задешево продается в Китай. А затем оттуда на Северо-Запад РФ привозят кружным морским маршрутом дорогие и не вполне качественные рыбопродукты.

Как улучшить цепочки поставок

Эти проблемы обсуждались в Москве на общем собрании «Рыбного Союза» под председательством руководителя мурманского филиала этой некоммерческой организации Ирины Вансович. На нем были высказан ряд предложений. Например, для ускорения процедур, тормозящих перевозки рыбной продукции по железной дороге, заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов пообещал перейти на управление системой рисков, что позволит избежать тотальных проверок партий рыбы и перейти к выборочному контролю партий – так называемой, системе мониторинг
Для улучшения качества доставки рыбы председатель совета директоров ЗАО «Славтранс-Сервис» Андрей Голландцев предложил улучшить контроль за соблюдением требований температурного контроля по всей транспортной цепи, включая железнодорожные перевозки, при помощи спутниковой навигации и технических решений ЭРА-ГЛОНАСС.
Заместитель руководителя Росыболовствуа Василий Соколов предложил внести изменения в ФЗ «О рыболовстве» и Налоговый кодекс РФ в части регулирования ЕСХН-НДС, которые призваны стимулировать предприятия рыбохозяйственного комплекса увеличивать объемы поставок рыбы торговым сетям и ее переработки на территории РФ.
Кроме того, предлагалось открыть электронные площадки по организации торговли рыбой. Эти и другие идеи как раз и нацелены на изменение логистики поставок рыбопродукции.

Биржа поможет увеличить перевозки

На данный момент удалось сдвинуть дело с мертвой точки только относительно создания биржи: по данным губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, уже в начале 2017 года состоятся первые сделки на сахалинской рыбной бирже. Она создается на базе торговой площадки «Сбербанк АСТ». Консультантом выступает японская компания, которая разработала макет биржи. Она же подготовила предварительное технико-экономическое обоснование на строительство нового холодильного склада.
Как ожидает О. Кожемяко, среди потенциальных клиентов биржи – владельцы сетевых ресторанов Москвы. Правда, они по железной дороге свои заказы не повезут. Скорее всего, для этих партий будут использовать авиацию. А вот по поводу ритейла вопрос организации доставки еще не решен. И многое будет зависеть от того, что предложат транспортные компании.
Открытие биржи приурочено к началу путины минтая. По расчетам, сахалинская область сможет продавать на бирже до 30% производимой в регионе рыбы. Сейчас на острове ее добывают 700 тыс. т в год.

Пробелы в логистике

Вместе с тем, на Дальнем Востоке остается целый ряд нерешенных вопросов. В частности, сегодня рыба доставляется до центра страны за 2–3 недели. На железной дороге могут обеспечить доставку и за 7 дней, но для этого необходимо использовать ускоренные поезда. Соответственно придется заранее заказывать вагоны.
Однако многие промысловики не могут гарантировать загрузку повагонных партий улова к определенной дате, а на Восточном полигоне в свою очередь не могут размещать рефрижераторные составы на инфраструктуре общего пользования надолго.
При этом подвоз продукции осуществляется крайне неравномерно. В самом начале путины – все хотят срочно вывезти продукцию, но, во-первых, не все клиенты при этом способны заплатить за услугу, а во-вторых, пик спроса приходится на очень короткий период, когда начинается массовое пополнение оптовых складов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Ремонт без последствий

Ремонт без последствий
Вчера в Москве прошел деловой семинар «Как оздоровить рынок ремонта и обслуживания вагонов? Ищем баланс цены и качества», организованный журналом РЖД-Партнер. Участники мероприятия обсудили вопросы оценки качества выполнения ремонтных работ, в частности, касающиеся одной из наиболее актуальных тем – сокращения отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР).  
РЖД-Партнер

Новая программа реформы железнодорожной отрасли Великобритании – отвлекающий маневр

Новая программа реформы железнодорожной отрасли Великобритании – отвлекающий маневр
Недавно опубликованное правительством Великобритании стратегическое видение железнодорожной отрасли не сможет решить ни одну из существующих проблем.
РЖД-Партнер

Выгодный пригород

Выгодный пригород
На площадке Аналитического центра при правительстве РФ специалисты отрасли, представители научного сообщества и органов власти обсудили место пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в решении проблем крупнейших городских агломераций нашей страны. Кроме того, были затронуты и дальнейшие пути развития самого востребованного вида транспорта. Ожидания как участников рынка, так и широкого числа потребителей его услуг связаны с рядом инициатив, которые предложены регуляторами отрасли.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions