+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.05.2018 14:42:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Проект, соединяющий Север

В России обсуждают реализацию железнодорожной магистрали Белкомур. Строительством транспортной артерии, которая должна соединить Сибирь с Уралом, а в дальнейшем и Китай, займутся Россия и КНР. Еще в 2015 году страны договорились о совместной работе над проектом, а сам Белкомур имеет более чем 100-летнюю историю! Но какие выгоды от строительства Белкомура ждать России и Китаю и будет ли проект реализован?
Столетняя история

Белкомур – это аббревиатура от географических объектов, по которым будет проходить магистраль: БЕЛое море – КОМи – Урал. Магистраль стратегическая – она позволит напрямую соединить несколько регионов, что и увеличит транспортную доступность, и ускорит развитие территорий.

Инициаторами проекта официально значатся три российских региона: республика Коми, Пермский край и Архангельская область. Но в последнее время интерес к проекту проявляют и Мурманская область, Карелия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, ряд регионов Сибири и Урала. В комплексную программу развития проекта сегодня входят 39 промышленных инвестиционных проектов, расположенных в трех регионах и предполагаемых к осуществлению частным капиталом. Общий объем планируемых частных инвестиций превышает 700 млрд руб.! И это без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске. Однако эксперты уверяют: эффективность функционирования этих проектов, а для значительной их части – и сама возможность реализации, напрямую зависит от создания ж/д магистрали Белкомур.

Белкомур - стратегически важная для нашей страны транспортная артерия, это - несомненно. Она позволит соединить ряд северных регионов, приведет к резкому увеличению ресурсооборота транспортным возможностям для торгового и транспортного обмена в России. Причем, речь идет не только об отдельных регионах, через которые будет проходить дорога (например, Ямало-Ненецкий округ), но и о стране в целом, - считает начальник Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и антарктического Научно-исследовательского института Владимир Соколов.

По мнению ученого, проект имеет значимость для России, правда денег на его реализацию страна изыскать не может. Поэтому участие в строительстве ветки будут принимать иностранные инвесторы. Большой интерес к нему проявляет Китай.

- Им это выгодно по ряду причин. Да и фактически китайские инвесторы, если договорятся о реализации проекта, будут получать деньги от функционирования магистрали, - считает Соколов.

По плану, общая протяжённость ветки, связывающая Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, должна составить 1161 километр. Из них ранее было построено около 449 километров и эти ветки будут реконструированы. Планируется возвести еще 712 километров железнодорожных путей. Мощность создаваемой линии — около 35 миллионов тонн грузов в год. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры. Только в железнодорожную ветку нужно инвестировать не менее 176 миллиардов рублей.

«Реализация проекта приведет к сокращению пробега грузов в корреспонденциях, тяготеющих к этой спрямляющей магистрали, до 800 км (на выходах с Урала к портам Архангельска), – рассказывают о проекте на официальном сайте, посвященном Белкомуру. – Одновременно создаваемая магистраль коренным образом улучшит условия транспортного обслуживания зоны пролегания и будет способствовать освоению здесь богатых лесных ресурсов, расчетная лесосека которых используется лишь на 30–40%. Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию, и позволит рассматривать организацию внутренних и международных интермодальных перевозок.

Где взять деньги?

По словам специалистов, было бы выгодно, если Белкомур построился по принципу государственно-частного партнерства. Руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Оленин отмечает, что в инвестиционной программе ОАО «РЖД» запланировано финансирование ряда проектов строительства железнодорожной инфраструктуры.

«В то же время окончательное подтверждение об участии государства в проекте «Белкомур» в настоящее время отсутствует, так как остаются нерешенными ряд ключевых вопросов. Так, основной нерешенный вопрос – обоснованность прогнозируемой грузовой базы. Наряду с этим в настоящий момент на площадках федеральных органов исполнительной власти и в Совете потребителей ОАО «РЖД» обсуждаются детали концессионного соглашения: вопросы прозрачности тарифообразования на инфраструктуре Концессионера, параметров привлекаемого Концессионером финансирования и т. д. Кроме того, в соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года подтвержденный и прогнозируемый объем грузоперевозок может быть освоен существующими и запланированными в инвестпрограмме мощностями инфраструктурного комплекса. Таким образом, в соответствии с планами ОАО «РЖД», потребность в проекте «Белкомур» может возникнуть после 2025 года», – отмечает эксперт и подчеркивает: потенциальная потребность в развитии проекта «Белкомур» есть, однако до принятия решения о реализации необходимо решить и согласовать ряд основополагающих вопросов.

Зачем Белкомур?

Как Белкомур повлияет на экономику страны? По словам представителя института Арктики Владимира Соколова, основная транспортная магистраль в РФ, которая связывает Дальний Восток с центральными районами страны, перегружена и больше не может брать на себя дополнительный поток грузов. И именно Белкомур должен взять на себя этот объем для торговли с Китаем.

«А у КНР, в свою очередь, повысится возможность товарооборота Восток – Запад и он будет иметь двойной выход на Архангельск. Из Архангельска транспорт может напрямую идти на Европу и на трассу Севморпути. Такое положение китайцы считают для себя крайне выгодным», – объясняет эксперт.

Такого же мнения придерживается и Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд». Он говорит, что Белкомуру предстоит стать большим транспортным коридором между севером Европы и странами Азии.

«Существование такого железнодорожного пути сократило бы маршрут между ними на 800 км. Это не просто ускоряет транспортировку грузов, а полностью меняет логистику. Сейчас продукция из Азии перевозится в Европу в основном морским транспортом. Такая доставка занимает, например, 90% экспорта Китая. Белкомур соединит регионы кратчайшим путем через Пермь – Сыктывкар – Архангельск с выходом к незамерзающим морским портам. Это позволит развитым странам Скандинавии завозить товары и сырье больше и дешевле из России, Китая, Казахстана, Японии. И наоборот, легче поставлять свою продукцию в азиатский регион. Загрузятся портовые мощности североевропейских стран международным транзитом грузов. А для России, помимо транзитной функции, дорога улучшит условия транспортного обслуживания и даст стимул развитию северных, сибирских, дальневосточных областей, освоению их природных ресурсов, инвестициям, созданию новых производств и повышению доходов бюджетов», – отмечает М. Гойхман.

Для железнодорожников Белкомур станет маршрутом, который даст возможность увеличить грузооборот и разгрузить перегруженные линии центральной части России, уверен генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

«Данный проект направлен на развитие северных портов и СМП в частности. Однако грузовая база движется за спросом на продукцию. Поэтому фактическая загрузка и интерес к данному проекту будет на прямую зависеть от мировой конъюнктуры рынков. При благоприятном стечении обстоятельств интерес могут проявить и Казахстан, и Китай. Но есть риск, что часть грузов с Транссиба переключится на СМП и далее на Белкомур. Все зависит от экономики и тарифов. Кроме того, объемы инвестиций на периоде строительства могут повлиять на сроки и окупаемость проекта. Такая схема реализации проекта новая и слабые стороны и подводные камни придется преодолевать в режиме реального времени. Проект перспективный. Если бы он был нужен сейчас, то это была бы ошибка планирования. Так как на его реализацию нужен большой временной срок и инвестиции. В перспективе его востребованность очевидна только при соответствующем развитии портовых мощностей северного региона и инфраструктуры СМП», – говорит эксперт.

О подводных камнях проекта специалисты говорят неохотно, предпочитая подсчитывать прибыль от Белкомура. В частности, называют огромные суммы поступлений от проекта ( говорят о 2,65 трлн руб.). И отмечают, что более 40 предприятий в зоне прохождения новой железнодорожной магистрали получат возможность развития, а количество новых рабочих мест достигнет 32 тыс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions