Когда оказалось, что время прошло, а проблемы остались все те же, рынок снова приподнял голову и начал предлагать принять новую ЦМР, теперь до 2020 года, и уже в ней прописать дальнейшие шаги по совершенствованию рынка и созданию конкуренции. Сценарий все тот же: ОАО «РЖД» замыкается на решении проблемы собственной финансовой устойчивости и отодвигает на второй план любые предложения по выделению локомотивной составляющей и проведению экспериментов с локальными перевозчиками. Компания не полностью опровергает такие возможности, но переносит их реализацию на более поздний срок. А там, может, и вовсе не придется этого делать.
Дело в том, что ОАО «РЖД» настаивает на реализации ЦМР в два этапа, а второй при этом разбить еще на два шага. Первый этап, по мнению РЖД, призван решить проблему дефицита денежного потока владельца инфраструктуры общего пользования. Только после этого и если не получится решить указанную проблему, можно попробовать применить механизм разделения инфраструктуры и перевозок, а также инструменты конкуренции в перевозочной деятельности. Иными словами, если дефицит средств на воспроизводство основных фондов будет снят, то вместе с ним отпадет и целесообразность в дальнейшем развитии конкуренции предлагаемым сегодня способом. Получается, конкуренция не цель, а средство достижения финансовой устойчивости РЖД. Для компании это своего рода жертва, на которую она готова пойти ради достижения своих целей, а не во благо рынка как такового.
В своем письме в Министерство экономического развития РФ старший вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Мальцев указывает: «Запланированное в проекте одновременное выполнение конфликтующих между собой мероприятий, а именно: работа по интенсивной оптимизации операционных и инвестиционных затрат ОАО «РЖД» в рамках внедрения механизма управления «по целям» одновременно с проведением пилотных проектов по работе частных (локальных) перевозчиков – создает риски неполучения выгод/эффектов от обоих направлений, так как формирует противоречивые интересы у многих участников рынка, включая ОАО «РЖД».
Поэтому, по словам С. Мальцева, эксперимент по допуску к инфраструктуре частных перевозчиков с оценкой его результатов должен быть проведен лишь в рамках второго этапа, при этом в ЦМР нужно предусмотреть положения о необходимости формирования специальной нормативной базы для реализации пилотных проектов. В Министерстве экономического развития считают, что реализовать ЦМР можно в один этап. В срок до 2020 года реализовать пилотные проекты по работе локальных перевозчиков на 10–20 маршрутах, в том числе на основе действующих технологий собственных поездных формирований. При этом специальной нормативной базы для реализации пилотных проектов не требуется.
МЭР предлагает сразу выделить локомотивную составляющую в тарифе вне зависимости от класса груза на уровне, достаточном для покрытия расходов на осуществление перевозочной деятельности с учетом приемлемой рентабельности. А ОАО «РЖД» предсказуемо считает, что на первом этапе это нецелесообразно, поскольку данное мероприятие одновременно с пилотными проектами создает исключительные финансовые приоритеты для окупаемости инвестиций в локомотивы частных инвесторов, участвующих в эксперименте, но не учитывает риски и последствия для ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры общего пользования и общесетевого перевозчика.
При этом С. Мальцев обращается к международной практике, которая показывает, что в случае разделения тарифа на инфраструктурную и перевозочную составляющие в первую очередь необходимо ликвидировать кросс-субсидирование в тарифе на услуги инфраструктуры. Потому что в модели разделения инфраструктуры и перевозок владелец инфраструктуры является пассивной стороной в привлечении грузов под перевозки и в качественном обслуживании потребителей.
И опять разговор переводится из плоскости конкуренции в контекст денег. Принципиально важно, что ОАО «РЖД» в своих замечаниях к представленному проекту ЦМР в качестве одной из главных проблем называет именно финансовую неустойчивость текущей модели рынка, которая не обеспечивает достаточный денежный поток для долгосрочного воспроизводства основных активов отрасли. В свою очередь, МЭР считает ключевой проблемой не дефицит денежного потока для РЖД, а завышенные издержки корпорации. В этом содержится фундаментальное противоречие, которое мешает выработке единого подхода.
Получается, что проект, подготовленный МЭР, согласован с СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта». Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО тоже в основном поддержали предложенные положения при условии ужесточения процедур повышения цен на основе предоставленного РЖД права установления тарифов в рамках ценовых пределов. А ОАО «РЖД» заявляет, что без учета его замечаний оно не может согласовать проект ЦМР.
Заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов в своем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу 16 декабря 2016 года констатирует, что по результатам проведенных встреч и совещаний сделал вывод об отсутствии возможности сближения позиций по замечаниям РЖД. В этой связи МЭР просит вынести рассмотрение этих вопросов на заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством А. Дворковича. Как уже сообщал РЖД-Партнер, в срок до 20 января члены рабочей группы должны представить свои позиции.
Стоит добавить, что само МЭР считает своей проект консервативным и подразумевающим развитие отрасли без радикальных преобразований на период стабилизации экономической ситуации в стране. Но даже такой консервативный проект в ОАО «РЖД» считают преждевременным. Что окажется сильнее – тяга к конкуренции или сила инерции, покажет уже ближайшее будущее. К сожалению, воля к развитию конкуренции в последнее время на рынке ослабела. Сказалась неблагоприятная экономическая обстановка, о чем так любят говорить чиновники. Кроме того, структура, которая раньше отстаивала позиции рынка (имеется в виду Федеральная антимонопольная служба), теперь склонна все больше вставать на сторону ОАО «РЖД». Так что пока отрасль идет по пути наименьшего сопротивления.