+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.08.2023 13:36:42
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Паровоз серии Е как символ ленд-лиза

В период с 1944-го по 1947 годы американскими заводами для Советского Союза было выпущено более 2 тыс. локомотивов.
От одной войны к другой

На днях в Уссурийске торжественно открыли памятник-паровоз серии Ем.

«Этот уникальный экспонат символизирует преемственность поколений и стабильность нашей отрасли», – отметил начальник Дальневосточной магистрали Евгений Вейде. По его словам, ст. Уссурийск, как и раньше, продолжает оставаться ключевым железнодорожным узлом Приморского края.

В то же время памятник свидетельствует и об одной из уникальных страниц истории.

У паровоза серии Е сложилась необычная судьба. Локомотив был разработан до революции российскими инженерами, а его выпуск организован американскими заводам ALCO и Baldwin. Поставки осуществлялись в годы Первой мировой войны. Но после прихода большевиков к власти отправки и выпуск техники из-за океана прекратились.

Возобновилось производство паровозов (уже модификации Еа и Ем) в 1944 году, когда Советский Союз и Штаты были союзниками.

«Эту машину так и называли – русский американец. Дело в том, что во время войны в СССР практически прекратился выпуск паровозов. Тогда и вспомнили о еще дореволюционном проекте. Американцы его несколько переработали», – в свое время рассказывал председатель совета ветеранов войны и труда моторвагонного депо Первая Речка Анатолий Закорюкин.
Во время Великой Отечественной войны существовало несколько транспортных схем, по которым доставлялась помощь союзников. Из них Тихоокеанский маршрут обеспечивал около половины поставок по ленд-лизу. По нему направлялось вооружение, техника, продовольствие. Фактически весь грузопоток шел через порт Владивосток. «Локомотивы доставляли на специально оборудованных пароходах. Во Владивостоке их ставили на рельсы, часть из них заправляли в депо Первая Речка и Уссурийск, остальные холодными гнали на запад сплотками», – говорил А. Закорюкин.

После войны многие паровозы этой серии продолжили работу. Тот же локомотив Ем № 3868, который сейчас красуется на постаменте в Уссурийске, эксплуатировался на Дальневосточной магистрали до 1970-х.

На железных дорогах установлено несколько памятников-паровозов серии Е, обеспечивавших перевозки во время войны. Один из них появился на ст. Владивосток в 1995 году, к 50-летию Победы. Еще через 13 лет у паровоза появился памятный знак в память о союзничестве США и СССР.

Платформы для танков

Во время войны из-за океана приходил и другой подвижной состав. В Уссурийске стали собирать платформы, транспортеры и кислотные цистерны, поступавшие в разобранном виде из США и Канады. Для этой цели в августе 1943-го на станции открыли вагоносборочные мастерские – будущее рефрижераторное депо.
Платформы предназначались в том числе для перевозки танков.

«К ним шли отдельно тележки и рама. Мы ее ставили на колеса, устанавливали борта, собирали автотормоза. Затем испытывали, сдавали, все как положено. Кровь из носа, но в сутки, за две смены, нужно собрать 50 платформ», – вспоминал ветеран Эля Хесин.

Вплоть до Победы, говорит он, выходных у рабочих не было. Условия труда поначалу были сносными. В сборочном цеху имелось централизованное отопление, однако в первую зиму по чьему-то недогляду из-за аварии батареи оказались переморожены. Тепло до конца войны так и не восстановили.

«Зимой 1944–1945 гг. в цеху разводили костры, чтобы немного обогреться. Крутишь гайки, руки немеют от холодного металла. И спецодежд не было, донашивали свое. Но настроение у всех было боевое, знали, насколько то, что мы делаем, важно, – рассказывал Эля Абрамович. – Хотя порой еле хватало сил дойти до дома после затянувшейся смены. Спасал наркомовский паек, в день давали 800 грамм хлеба, плюс кормили в столовой». Продукты тоже по большей части были американские: тушенка, овсянка, мука.

Эля Хесин просился в армию, в Хабаровске в тот момент формировали танковый и артиллерийский полк, но начальник депо, ценивший навыки молодого человека, отрезал: здесь твой фронт. Поэтому известие о Победе он встретил в Уссурийске.

«Узнали мы об этом ночью. Сколько было радости. Водки, спирта не было, но такая эйфория кругом царила», – вспоминал ветеран.

После войны Эля Абрамович остался на предприятии. Работал бригадиром, мастером колесного цеха рефрижераторного депо Уссурийск и в 1985 году вышел на пенсию.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions