+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.11.2016 10:20:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Низкодоходные падают, но пока выигрывают у высокодоходных

Главной новеллой грузовой работы на сети РЖД в августе – сентябре 2016 года стало сокращение объемов транспортировки грузов первого тарифного класса (прежде всего, угля) при сохранении их превалирующей доли в общей структуре перевозок. Однако несмотря на снижение абсолютных показателей по углю и строительным грузам
за последние месяцы итоговый результат работы сети за 9 месяцев текущего года
пока остается в плюсовой зоне.
Структура меняется, тренд сохраняется
За 9 месяцев 2016-го по сети РЖД было перевезено 987 744 тыс. т грузов, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (рис. 1). В годовой динамике ситуация в указанный период выглядит достаточно позитивно, причем не только в целом, но и по ряду отдельных номенклатур. Например, перевозки угля в январе – сентябре 2016-го выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7%, до 262 280 тыс. т (годом ранее рост по сравнению с 2014 г. составлял лишь 1%, до 257 844 т), руды – на 1,1%, до 109 433 тыс. т (год назад регистрировалось небольшое снижение на 0,3%, до 108 245 тыс. т), лесных грузов – на 8,3%, до 34 711 тыс. т (аналогичные показатели годичной давности: +1,2%, до 32 054 тыс. т), минерально-строительных – на 5,1%, до 187 109 тыс. т (годом ранее – -11,4%, до 178 068 тыс. т). Улучшились и показатели по удобрениям, за январь – сентябрь 2016-го наращивание объемов перевозок достигло 4,3%, до 40 512 тыс. т (в 2015 г. – рост на 1,1% к уровню 2014 г., до 38 844 тыс. т), а также по хлебным грузам – здесь зафиксирован рост на 6,3%, до 16 026 тыс. т (годом ранее -1% и 15 076 тыс. т).
На этом, казалось бы, благоприятном фоне сохранилась и тенденция увеличения удельного веса грузов первого тарифного класса в общей структуре железнодорожных перевозок. По сравнению с январем – сентябрем 2015 года в аналогичном периоде 2016-го их доля выросла на 2% (с 64 до 66%), при этом сегменты товаров второго и третьего тарифных классов снизились на 1,8 и 0,2% соответственно. Что касается самых доходных номенклатур, то по итогам 9 месяцев 2016 года перевозки нефтяных грузов сократились на 7,6%, до 184 051 тыс. т (годом ранее эти же показатели составляли -2,1% и 199 107 тыс. т), черных металлов – на 2,7%, до 60 285 тыс. т (год назад – -4,5% и 61 969 тыс. т). При этом улучшилась динамика в разделе «Остальные грузы», куда входят товары, перевозимые в контейнерах. Если по итогам января – сентября 2015 года здесь отмечалось заметное снижение на 6,5% (до 83 245 тыс. т), то за аналогичный период 2016-го зарегистрирован рост на 1,6% (до 84 571 тыс. т).

Что случилось с углем?
На первый взгляд, итоги 9 месяцев 2016-го в сегменте транспортировки угля также выглядят достаточно позитивными, особенно в части экспортных отправок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года международные перевозки угольной продукции увеличились на 4,7%, до 140 658 тыс. т (в 2015 г. они, напротив, снижались в годовой динамике на 2,9%, до 134 354 тыс. т). Экспорт через порты в январе – сентябре 2016-го вырос на целых 13,2%, до 93 361 тыс. т  (годом ранее – всего на 2,5%, до  82 485 тыс. т). Однако тренд на повышение месячной погрузки, регистрировавшийся вплоть до июля, изменился: в августе впервые было отмечено снижение, причем не только за год, но и за последние несколько лет. По итогам августа 2016-го погрузка составила 26,3 млн т угля, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. В сентябре сокращение погрузки достигло 1,8% в годовой динамике (до 26,5 млн т), на 1,6% невыполненным оказался и плановый месячный показатель. Перевозки угля за сентябрь 2016 года также снизились в годовой динамике на 1,1% (до 29 772 тыс. т).
Смена тренда по углю – новация не из приятных. Еще в августе отраслевые аналитики пытались понять, идет ли речь о временной коррекции рынка или новом тренде, способном в конечном итоге нивелировать рост погрузки в II полугодии 2016-го. Значительная часть специалистов склонялась к первому варианту.
В частности, представитель ОАО «Кузбасская топливная компания» ссылался на стечение обстоятельств, включая нехватку вагонов, которые стало выгодно подавать под более доходные номенклатуры. Однако существовали и другие точки зрения. Например, аналитики агентства Argus предупреждали о рисках, которые способны охладить экспорт угля, а вместе с ним и динамику его погрузки на сети РЖД. Генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железно-дорожного транспорта» (ИИЖД) Павел Иванкин летом текущего года отмечал, что воздействие сезонных обстоятельств на погрузку угля продлится и в сентябре, но в октябре положительная динамика должна восстановиться. Однако итоги октябрьской погрузки на сети РЖД не подтвердили этот прогноз: на фоне снижения месячного показателя общей погрузки до 3,3% уголь также просел на 4,5% (до 28 млн т).

Сокращение во втором классе
По итогам января – сентября 2016 года объем перевозки грузов второго тарифного класса уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2015-го на 7,7% (до 212 825 тыс. т). Наихудшая динамика зарегистрирована в международных перевозках (-10,5%, до 102 006 тыс. т), в том числе в сегменте экспорта через порты (-9,5%, до 64 636 тыс. т)
и через погранпереходы (-11,9%, до  33 926 тыс. т). При этом достаточно уверенный рост за этот период демонстрировали перевозки удобрений (+4,3%, до 40 512 тыс. т) и хлебных грузов (+6,3%, до 16 026 тыс. т).

Третий класс  удерживают скидками
По итогам трех кварталов текущего года перевозки грузов третьего тарифного класса сократились на 1,1% (до
122 966 тыс. т). Доля таких товаров в структуре перевозок невелика, и основная номенклатура – нефтяные грузы – пока продолжает активно снижаться. За 9 месяцев объемы их перевозки сократились на 7,6% (до 184 051 т). Напомним, что на протяжении всего 2016 года месячная погрузка нефти и нефтепродуктов на сети находилась в отрицательной зоне. Наименьшее снижение к соответствующему периоду прошлого года было зафиксировано в феврале (-3,9%), наибольшее – в апреле (-11,2%). В августе и сентябре отставание месячной погрузки в годовой динамике составило
-5,6 и -6,9% соответственно. Эксперты считают, что, помимо возросшей конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта, происходящие изменения обусловлены введением налогового маневра. Существенное влияние оказывает и общая кризисная ситуация в экономике России, вызвавшая снижение производства некоторых продуктов нефтяной промышленности, и, соответственно, их погрузки по сети РЖД. Тем не менее в РЖД стремятся удерживать локальные грузопотоки в сегменте транспортировки сырой нефти. Так, в августе 2016 года были утверждены скидки к железно¬дорожному тарифу на ее экспортные перевозки в Китай через погранпереход Наушки.

Делаем выводы
К концу сентября и уж тем более октября (по итогам которого месячная погрузка снизилась на 3%) стало ясно, что летние прогнозы экспертов, указывавших на недостаточную устойчивость положительного тренда, увы, оправдались. В частности, в июле аналитики АНО «ИИЖД» отмечали, что об этом свидетельствует отрицательная динамика по грузообороту с учетом пробега порожних вагонов. Безусловно, на ситуацию повлияли и объективные факторы. Согласно данным Минэкономразвития, в сентябре 2016 года индекс промышленного производства после августовского роста (+0,3% м/м) вновь вышел в зону отрицательных значений (-0,2% м/м). Снижение обусловлено сокращением в обрабатывающих производствах (-0,4% м/м), при этом в добыче полезных ископаемых сохранился рост (+0,2% м/м). Остается надеяться, что он продолжится до конца года и вкупе с усилиями перевозчика поможет достичь запланированного на конец 2016 года роста железнодорожных перевозок.

Полный текст статьи см. в №21 (279) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions