+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2017 16:15:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ГМК: не отстанут ли объемы от возможностей?

Горно-металлургический комплекс РФ работает в непростых условиях нестабильной конъюнктуры как внутри страны, так и на внешних рынках. Это сказывается и на объемах железнодорожных перевозок. ОАО «РЖД», конечно, заинтересовано в привлечении наиболее доходных номенклатур этой категории грузов, однако рост наблюдается в основном в низкодоходном сегменте.
Неравномерная динамика

Погрузка железной и марганцевой руды на сети РЖД демонстрирует неуверенный рост: за 8 месяцев 2017-го отправлено 73,3 млн т, что всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уровень экспортных поставок сырья завис на прошлогодней отметке, однако произошли существенные изменения в распределении потоков. Польша и Германия нарастили импорт российской руды в 4 раза, заняв второе и третье места по объемам потребления после Китая. В феврале 2017 года начались поставки в Иран. Основное снижение объемов сбыта пришлось на рынок Украины в связи с ограничением въезда российских поездов на ее территорию. В итоге поставки в данном направлении почти остановились.

Перевозки цветной руды и серного сырья за январь – август 2017-го просели на 3,2% (до 13,8 млн т.). Сказалось ухудшение торговых отношений с Украиной, а также заметное снижение поставок в Турцию (на 75%), Италию (на 50%) и Японию (на 80%).

Погрузка черных металлов растет медленно: за 8 месяцев 2017 года этот объем составил 47,4 млн т (+0,3%). Лом черных металлов пережил взлет в начале года, потом период снижения с апреля по июнь, в июле вышел в ноль и только в августе снова вернулся к росту по сравнению с прошлогодними показателями. Это помогло по итогам января – августа удержаться в положительной зоне: отгружено 9,9 млн т. с прибавкой на 3,7%.

Более интересная ситуация разворачивается вокруг угля. Напрямую он не относится к горно-металлургическим грузам, но используется металлургами в качестве топлива. А кокс служит сырьем для производства. Кокса за 8 месяцев 2017-го погружено 7,5 млн т. со снижением к соответствующему периоду прошлого года на 2,7%. А вот уголь в этом году показывает стабильный рост порядка 10%, с начала года погружено 234,4 млн т.

Надежды на развитие

На фоне растущих объемов добычи и перевозки угля участники рынка выражают беспокойство относительно готовности железнодорожной инфраструктуры к дополнительной нагрузке на сеть. Угольщики внимательно следят за реализацией первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Стивидоры, в свою очередь, отмечают, что увеличения провозных мощностей линии Комсомольск – Ванино до 43 млн т в год будет недостаточно для загрузки всех строящихся терминалов в Ванино. Их совокупный перерабатывающий потенциал составит 80 млн т в год.

По словам замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского, ближе к осени перевозки угля железнодорожным транспортом замедлились. Причиной послужили ливневые дожди в Приморье, которые повредили путевую инфраструктуру. Сегодня ОАО «РЖД» справляется только с 60% заявок, которые поступают от угледобывающих компаний на перевозку сырья в восточном направлении.

Чтобы уменьшить нагрузку на сеть, необходимо расширить пропускную способность БАМа и Транссиба, констатируют представители отрасли. Развернувшаяся на предприятиях модернизация увеличит объемы добычи на существующих месторождениях и будет способствовать реализации новых проектов по строительству горно-обогатительных комбинатов. Учитывая сложившуюся тенденцию, грузоотправители обратились в правительство с предложением о дальнейшем развитии БАМа и Транссиба в более крупных масштабах.

«Для перевозок нам требуется около 50 тыс. ед. подвижного состава. Если бы на сети уже были вагоны с осевой нагрузкой 27 тс, мы бы приняли программу постепенного перехода на них. Так и сделаем, когда они появятся на сети. Мы предполагаем, что их использование увеличит провозную способность ограниченных магистралей на 8–10%», – заявил директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский в кулуарах железнодорожного салона ЭКСПО 1520. Вагоны повышенной грузоподъемности разгружают инфраструктуру Восточного полигона, подтверждают в Первой Тяжеловесной Компании. Так, за 8 месяцев 2017 года за счет повышенной грузоподъемности вагонов по сравнению с подвижным составом типового парка компания дополнительно перевезла 1,7 млн т угля.

В свою очередь, директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» –генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отмечает: «Сегодня темпы погрузки таковы, что объемы перевозок, которые мы планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019-м. Поэтому мы ставим задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа модернизации БАМа и Транссиба (до 42–43 млн т. в год)».

Ускорение модернизации

Грузоотправителям остается надеяться на достижение баланса между развитием железнодорожной инфраструктуры и повышением объемов погрузки сырья.

В свою очередь, ОАО «РЖД», видя перспективную грузовую базу и понимая предстоящие риски по вывозу всего предъявляемого объема, ускорило темпы реализации первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. Уже обсуждается вопрос перехода ко второму этапу развития Восточного полигона. Планируется, что соответствующая программа будет готова в I полугодии 2018 года. При этом важно, чтобы конъюнктура на внутреннем и экспортном рынках благоприятствовала наращиванию производства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions