+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.11.2016 14:43:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Деньги идут на небесный путь и входят в гиперпетлю

Для привлечения финансирования в проекты создания инновационных транспортных систем используются разные схемы. Как с этой точки зрения продвигают их на практике?
Hyperloop

Для привлечения финансирования транспортной системы Hyperloop создан целый конгломерат компаний, выполняющих различные функции. Идея самой системы принадлежит американцу Илону Маску, основателю компаний SpaseX и Tesla Motors. SpaseX занимается исследованиями в рамках проекта Hyperloop. Причем многие из них проводятся с привлечением команд из различных вузов США на конкурсной основе. Tesla Motors генерирует технические решения. SpaceX недавно стала проводить конкурсы среди студентов на дизайн пассажирской капсулы и объявила о намерении построить свою испытательную трассу длиной 1,5 км и диаметром 1,8 м.
Источник средств не указан. Де-факто Hyperloop в финансовых кругах сегодня продвигают две независимые компании – Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies (HTT). Последняя появилась в 2013 году в виде стартапа с использованием инструментов краудфандинга. Многие из ее команды трудятся в расчете на долю в компании и на маржу в случае удачной продажи проекта.
Основное направление HTT – инжиниринг, но в последнее время она тесно контактирует с деловыми кругами. А Hyperloop One с самого начала специализируется на привлечении средств от бизнес-структур, при этом частные инициативы стремятся подкрепить за счет госсредств, чтобы в итоге сформировать государственно-частное партнерство.

Skyway

Проект Skyway представлен на рынке двумя блоками компаний: первый – инжиниринговый. В него входит ЗАО «Струнные технологии», зарегистрированное в Минске. Оно работает в Белоруссии. За рубежом его интересы представляет Skyway Technologies Co. Второй бизнес-блок занимается сбором финансов. Здесь фигурируют компании Skyway Capital и Skyway Invest Group, филиалы которых клонируются в разных странах, включая РФ. А корнями бизнес этой группы уходит в лондонскую компанию Euroasian Rail Skyway Systems Ltd.
Схема финансирования – краудфандинг. Иными словами, вложить деньги в проект может любой желающий. Разработана многоуровневая партнерская программа – в зависимости от объема инвестиций. Вклады после выхода компании на IPO обещают превратить в акции, которые можно будет продать или получать с них дивиденды. Выход на IPO ожидается в 2018–2019 гг.
Согласно международному законодательству такая схема не является пирамидой. Это, в частности подтвердил Центробанк Литвы, в который поступил запрос на эту тему. Однако в генпрокуратуре Литвы изучают факты по подозрению в мошенничестве и незаконной коммерческой деятельности.
В РФ бренд Skyway фигурирует в списке из 10 краудфандинговых проектов, реализуемых в РФ. В их числе – такие площадки по сбору средств, как, например, «С миру по нитке» (название говорит само за себя). Все они работают по принципу «все или ничего»: при неудаче проекта возврата средств не предполагается – деньги как бы дарят авторам гениальных идей. Однако вопрос об этом относительно струнных технологий, как выясняется, спорный.
«Если разобраться, у этой системы очень ограниченные возможности. Сначала ее автор показал струны в чистом виде. Потом выяснилось, что на них подвижной состав не удержать. И в итоге появилась идея подвески рельса, по которому катится стальное колесо. Инновационность проекта в том, что рельс и колесо – не такой формы, как железнодорожные. Однако это все равно система «рельс-колесо». Поэтому меня смущает, что под такую систему
собирают инвестиции от простых граждан. Людям показывают шоу. И они верят, что со временем станут богатыми», – сказал руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев.
Уточним: по данным специалистов, в мире из 100 проектов, которые финансируются по схеме краудфандинга, на практике довести до серийного производства удается 1–2, несмотря на то, что в остальные 98–99 также вкладывают солидные средства.

Проекты маглев

«Мне кажется, что предлагать гражданам вкладывать средства в проекты по схеме краудфандинга не совсем корректно с точки зрения морали. Ведь люди не являются специалистами в сфере высоких технологий. И для них подобные инвестиции крайне рискованные. Мы не сторонники идти таким путем», – сказал президент Международного совета по транспортным системам маглев (The International Maglevboard e.V.) Йоханнес Клюшпис. По его словам, наиболее эффективный способ – использование госвложений. Благодаря этому и удалось построить действующую линию длиной около 30 км в Шанхае – единственный промышленный образец транспортной системы будущего.
Как полагают в Международном совете по транспортным системам маглев, частный бизнес всегда сам примкнет к крупным инвестпроектам, если увидит, что в них заинтересовано государство. Однако на данный момент приходится констатировать, что в Китае, Японии и Германии государственные средства на развитие магнитолевитационных решений урезаны. От инициаторов проектов маглев ждут серьезного удешевления технологий. Сейчас в ряде стран идет поиск менее затратных решений. Но пока кардинальных перемен нет.
Правда, в России ряд патентов получили название рус-маглев. Считается, что они могут составить основу более эфективной системы маглев. Однако эти разработки не продвинулись дальше макета стационарного подвеса. А для привлечения инвесторов надо показать платформу в движении. Получается своего рода тупик.
Из всего сказанного можно сделать вывод: индикатор качества проектов инновационных транспортных систем – отношение к ним государства. Бизнес готов участвовать в крупных инфраструктурных проектах в сфере транспорта на уровне пилотных вариантов и стартапов. Однако без участия государства инновации имеют склонность от стадии научных изысканий довольно быстро скатываться к финансовым спекуляциям.

Полный текст статьи см. в № 21 (273) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions