Hyperloop
Для привлечения финансирования транспортной системы Hyperloop создан целый конгломерат компаний, выполняющих различные функции. Идея самой системы принадлежит американцу Илону Маску, основателю компаний SpaseX и Tesla Motors. SpaseX занимается исследованиями в рамках проекта Hyperloop. Причем многие из них проводятся с привлечением команд из различных вузов США на конкурсной основе. Tesla Motors генерирует технические решения. SpaceX недавно стала проводить конкурсы среди студентов на дизайн пассажирской капсулы и объявила о намерении построить свою испытательную трассу длиной 1,5 км и диаметром 1,8 м.
Источник средств не указан. Де-факто Hyperloop в финансовых кругах сегодня продвигают две независимые компании – Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies (HTT). Последняя появилась в 2013 году в виде стартапа с использованием инструментов краудфандинга. Многие из ее команды трудятся в расчете на долю в компании и на маржу в случае удачной продажи проекта.
Основное направление HTT – инжиниринг, но в последнее время она тесно контактирует с деловыми кругами. А Hyperloop One с самого начала специализируется на привлечении средств от бизнес-структур, при этом частные инициативы стремятся подкрепить за счет госсредств, чтобы в итоге сформировать государственно-частное партнерство.
Skyway
Проект Skyway представлен на рынке двумя блоками компаний: первый – инжиниринговый. В него входит ЗАО «Струнные технологии», зарегистрированное в Минске. Оно работает в Белоруссии. За рубежом его интересы представляет Skyway Technologies Co. Второй бизнес-блок занимается сбором финансов. Здесь фигурируют компании Skyway Capital и Skyway Invest Group, филиалы которых клонируются в разных странах, включая РФ. А корнями бизнес этой группы уходит в лондонскую компанию Euroasian Rail Skyway Systems Ltd.
Схема финансирования – краудфандинг. Иными словами, вложить деньги в проект может любой желающий. Разработана многоуровневая партнерская программа – в зависимости от объема инвестиций. Вклады после выхода компании на IPO обещают превратить в акции, которые можно будет продать или получать с них дивиденды. Выход на IPO ожидается в 2018–2019 гг.
Согласно международному законодательству такая схема не является пирамидой. Это, в частности подтвердил Центробанк Литвы, в который поступил запрос на эту тему. Однако в генпрокуратуре Литвы изучают факты по подозрению в мошенничестве и незаконной коммерческой деятельности.
В РФ бренд Skyway фигурирует в списке из 10 краудфандинговых проектов, реализуемых в РФ. В их числе – такие площадки по сбору средств, как, например, «С миру по нитке» (название говорит само за себя). Все они работают по принципу «все или ничего»: при неудаче проекта возврата средств не предполагается – деньги как бы дарят авторам гениальных идей. Однако вопрос об этом относительно струнных технологий, как выясняется, спорный.
«Если разобраться, у этой системы очень ограниченные возможности. Сначала ее автор показал струны в чистом виде. Потом выяснилось, что на них подвижной состав не удержать. И в итоге появилась идея подвески рельса, по которому катится стальное колесо. Инновационность проекта в том, что рельс и колесо – не такой формы, как железнодорожные. Однако это все равно система «рельс-колесо». Поэтому меня смущает, что под такую систему
собирают инвестиции от простых граждан. Людям показывают шоу. И они верят, что со временем станут богатыми», – сказал руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев.
Уточним: по данным специалистов, в мире из 100 проектов, которые финансируются по схеме краудфандинга, на практике довести до серийного производства удается 1–2, несмотря на то, что в остальные 98–99 также вкладывают солидные средства.
Проекты маглев
«Мне кажется, что предлагать гражданам вкладывать средства в проекты по схеме краудфандинга не совсем корректно с точки зрения морали. Ведь люди не являются специалистами в сфере высоких технологий. И для них подобные инвестиции крайне рискованные. Мы не сторонники идти таким путем», – сказал президент Международного совета по транспортным системам маглев (The International Maglevboard e.V.) Йоханнес Клюшпис. По его словам, наиболее эффективный способ – использование госвложений. Благодаря этому и удалось построить действующую линию длиной около 30 км в Шанхае – единственный промышленный образец транспортной системы будущего.
Как полагают в Международном совете по транспортным системам маглев, частный бизнес всегда сам примкнет к крупным инвестпроектам, если увидит, что в них заинтересовано государство. Однако на данный момент приходится констатировать, что в Китае, Японии и Германии государственные средства на развитие магнитолевитационных решений урезаны. От инициаторов проектов маглев ждут серьезного удешевления технологий. Сейчас в ряде стран идет поиск менее затратных решений. Но пока кардинальных перемен нет.
Правда, в России ряд патентов получили название рус-маглев. Считается, что они могут составить основу более эфективной системы маглев. Однако эти разработки не продвинулись дальше макета стационарного подвеса. А для привлечения инвесторов надо показать платформу в движении. Получается своего рода тупик.
Из всего сказанного можно сделать вывод: индикатор качества проектов инновационных транспортных систем – отношение к ним государства. Бизнес готов участвовать в крупных инфраструктурных проектах в сфере транспорта на уровне пилотных вариантов и стартапов. Однако без участия государства инновации имеют склонность от стадии научных изысканий довольно быстро скатываться к финансовым спекуляциям.
Полный текст статьи см. в № 21 (273) журнала «РЖД-Партнер»
Автор: Александр Воеводин
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.