+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2015 12:15:51
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Порты Украины: конкуренция обостряется

В акваториях Украины наблюдается усиление борьбы за грузы между государственными и частными портовыми операторами. При этом государство пытается выступить в двоякой роли: арбитра, а также участника этого соревнования.
 

Государство восстанавливает позиции?

Как свидетельствуют данные Мининфраструктуры Украины, в портах страны закрепляется новая тенденция – опережающий рост грузооборота государственных стивидорных компаний (портовых операторов). Если по итогам 2014 года государственный сегмент перевалки допустил снижение на 3% (притом что стивидоры-частники, работающие на собственных причалах, увеличили оборот почти на 15%), то в текущем ситуация стала обратной – по итогам полугодия динамика в данных сегментах составила соответственно +4% и +3%. Особенно заметным выглядит торможение роста стивидоров-частников, работающих на государственных причалах: в 2014-м – +3%, за 6 месяцев т. г. – +1,2%. Ярко выглядит рывок государственных стивидоров и в разрезе объемов – в текущем году они восстановили позиции лидирующего сегмента в совокупном грузообороте морских портов Украины, их удельный вес превысил 35% (частников – операторов собственных причалов – 30,5%, государственных – 30%). Как ранее отмечал РЖД-Партнер, по итогам 2014-го лидерство было за частниками, оперирующими государственными причалами.


Характерно, что восстановление позиций государственного стивидорного сегмента выстраивается как улучшение его позиций в борьбе за грузовую базу, являющуюся основной и для частных стивидоров Украины, и это еще более обостряет конкуренцию в украинской портовой отрасли. Так, одним из главных рычагов роста государственных стивидоров стало железорудное сырье – его перевалка за полугодие возросла более чем в 1,5 раза.


Однако и частники – операторы собственных причалов, активно работающие с данной номенклатурой, – наиболее технологичный сегмент стивидорного бизнеса Украины – увеличили объемы почти в 1,4 раза. Как государственные, так и частные стивидоры смогли нарастить объемы строительных грузов (одна из основных позиций госсектора), прочих сыпучих грузов, леса. В экспорте позитивная динамика государственного и частного сегментов перевалки зафиксирована у руды, зерна и лома черных металлов, в импорте – у каменного угля, кокса, руды; во внутреннем сообщении – у кокса, черных металлов. Как правило, все эти позиции (отчасти включая и зерно) входят в зону новой логистики обслуживания предприятий востока Украины, вынужденных отказаться от железнодорожных перевозок в пользу морских, а также от отечественного сырья в пользу импортного (доставляемого морским путем). Таким образом, одним из рычагов прогресса государственного сегмента перевалки можно считать фактор Донбасса. Однако потенциал данной загрузки, очевидно, сегодня пребывает в зоне риска ввиду сохраняющейся напряженности на востоке Украины. Кроме того, часть грузопотоков (топливный уголь, зерно) попадает в зону госзаказа, где позиции государства, выступающего и участником стивидорного рынка, выглядят выигрышными. Но объявленный руководством Украины курс на коммерциализацию государственного сегмента экономики может нивелировать собой фактор госзаказа.

Высокотарифное напряжение

Номенклатурным эпицентром конкуренции между государственными и частными стивидорами можно считать высокотарифный сегмент, где разворачивается борьба за основные финансовые потоки. Так, государство, имеющее мощности по перевалке нефтепродуктов, серьезно проигрывает частникам в данной нише, поскольку основной по объемам импорт идет исключительно через частные мощности, тогда как государственные простаивают с нулевой загрузкой. За полугодие частники – операторы государственных причалов увеличили перевалку импортных нефтепродуктов почти втрое, владельцы и операторы собственных нефтепричалов – на 15%. Опережают государственных стивидоров и частники, работающие с растительным маслом, наливными химгрузами.

В свою очередь, и государственные стивидоры имеют ряд достижений в высокотарифной сфере. Так, через эти мощности идут сегодня основные объемы чугуна – стратегической высокотарифной номенклатуры украинских портов, а также одного из главных резервов украинской транзитной перевалки. Удельный вес госкомпаний в перевалке чугуна за полугодие превысил 90%, тогда как по итогам 2014-го составлял менее 88%. Правда, перевалка чугуна в государственном сегменте с начала года снизилась на 30%, однако частники утратили за этот же период более 80% объемов данной номенклатуры. Заметным остается удельный вес государства и в перевалке проката – порядка 20%, хотя в текущем году здесь спад также составил около 30%.


Однако высокотехнологичные стивидоры-частники, оперирующие собственными причалами, утратили с начала года свыше 60% объемов проката, и их удельный вес снизился до 6,5%. Безусловное лидерство по объемам остается у госстивидоров и в группе прочих черных металлов – здесь их доля в текущем году достигла 80%.


Более того, подобное доминирование государства – далеко не исключение, оно в 2015-м подтверждено по целому ряду высокотарифных позиций украинской морской перевалки (автотехника, лес, бумага, продовольственные грузы). Отметим, что по большинству этих позиций имеется тарифное согласование портов с «Укрзализныцей» – последняя, как известно, предоставила широкий спектр скидок на перевозку в направлении портов высокотарифной транзитной номенклатуры. В итоге транзитный чугун (российский) с начала года перерабатывают исключительно государственные стивидоры (его объемы практически сохранились на уровне предыдущего года); на 100% государственная перевалка – у транзита автотехники, продовольственных и ролкерных грузов, пакетированных удобрений.

Особой зоной отраслевой конкуренции выступает перевалка контейнеров – здесь прогресс государственных стивидоров с начала года выглядит особенно впечатляюще. Если в 2014 году государство утратило 40% объемов контейнерной перевалки, тогда как контейнерные стивидоры-частники испытали спад не выше 15%-ного, то в текущем государственный контейнерный сегмент нарастил оборот более чем в 4 раза на фоне заметного, на треть, снижения оборота частников. Правда, сохранил позитивную динамику наиболее технически развитый частный сегмент – оперирующий собственным причальным фронтом (в порту Южный), однако его рост был более сдержанным – менее 8% за январь – июнь 2015-го. Характерно, что рывок государственной контейнерной перевалки обусловлен прежде всего прогрессом неспециализированных портов, где государственные стивидорные компании работают с контейнерами с применением универсальных кранов. Подобный рост продемонстрировали порты Николаевского морского региона – Октябрьский, где перевалка контейнеров с начала года возросла в 3,3 раза, и Херсонский (рост в 1,8 раза соответственно). Прогрессировал государственный контейнерный сегмент и в специализированном контейнерном порту, Ильичевском, тогда как Мариуполь, основной по объемам в группе неспециализированных портов, снизил объемы контейнерной перевалки более чем в 5 раз – с 3 тыс. до 0,4 тыс. TEU.

В целом сложившаяся на сегодня картина конкурентных позиций государственных стивидоров подтверждает наличие у данного сегмента определенного резерва рыночной прочности, что очень важно с учетом заявленного руководством Украины курса на тотальную приватизацию государственных стивидорных компаний. Уже очевидно, что оценка Кабмином страны государственной ниши морской перевалки как стабильно проигрывающей позиции частному бизнесу требует как минимум углубленного анализа. Это позволит сформулировать справедливую оценку государственных фондов при изменении их статуса собственности.

Владимир Каткевич 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions