+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.07.2019 17:42:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

УПК в Приморске: самый экологичный порт или новая Находка?

К 2022 году в Приморске будет построен универсальный погрузочный комплекс. Планируемый грузооборот порта – до 70 млн т в год, из которых 25 млн т отводится углю. Общая площадь портового комплекса составит 760 га, будет создано около 4 тыс. рабочих мест. Несмотря на то, что подготовка к строительству идет полным ходом – уже вырублены целые гектары лесов в зоне будущей застройки, – споры об экологичности данного проекта продолжаются. РЖД-Партнер выяснил, чего опасаются защитники природы и настолько ли опасна работа будущего УПК на самом деле.
Вырубка леса

Ситуация с вырубкой леса в Приморске неоднозначная: противники проекта считают незаконной вырубку 265 га леса для УПК и уничтожение 21 вида прорастающих там краснокнижных растений, так как вырубка производилась до того, как проект был согласован госэкспертизой и до выдачи разрешения на строительство.

Адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин, представляющий интересы экологов и обеспокоенного местного населения, считает, что рубка леса до проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду является отклонением от установленных законом процедур.

С другой стороны, пресс-служба УПК Приморский сообщила РЖД-Партнеру, что частичная вырубка леса была согласована с соответствующими органами власти и экспертами и в дальнейшем будет компенсирована на других территориях Ленинградской области. В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ в защитных лесах сплошные и выборочные рубки деревьев допускаются в тех случаях, когда на территории планируется строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Как заявляет пресс-служба, с марта по июнь 2019 года ООО «Приморский УПК» в строгом соответствии с действующим законодательством разработал проекты освоения лесов, которые прошли государственную экспертизу и были утверждены комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, а также разработаны и зарегистрированы лесные декларации. И хотя в проекте УПК заявлено, что он будет находиться в отдалении от населенных пунктов, некоторые местные жители жалуются на то, что просеки находятся на расстоянии 50 м от их домов, что вызывает у них определенные опасения.

Облака угольной пыли

Лозунг, под которым проходит борьба со строительством УПК: «Нет угольному гетто!» Местных жителей пугает печально известный опыт других городов: угольный «снег» в Высоцке, задыхающиеся от угольной пыли жители города Находки, где 2 года назад тонкий слой угля был даже в школе на партах. Повторится ли подобное в Приморском УПК?

Сложно ответить – все зависит от соответствия реальности тому, что было заявлено при разработке проекта. Пресс-служба сообщила, что перегрузочный комплекс будет оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, погрузочными машинами, крытым складом и оборудованием, позволяющим осуществлять погрузку в трюм закрытым способом. 

Система обеспечения безопасного хранения угля закрытым способом будет создана основе научно-исследовательской и опытно-конструктивной работы, специально выполненной Санкт-Петербургским горным университетом и прошедшей его экспертную комиссию.

РЖД-Партнер спросил у председателя комитета по экологии и охране окружающей среды в АСОП Дмитрия Тарасова о том, какие негативные последствия от работы УПК могут быть. Эксперт считает, что если правила строительства и эксплуатации соблюдаются и в проектировании будут приняты современные решения, которые возможно принять при строительстве УПК, то ущерб будет минимальным, как и от любого другого промышленного объекта. Современные методики и климат Ленинградской области позволяет принимать решения, которые будут минимизировать ущерб. Главное, считает Д. Тарасов, – сохранить лес вокруг УПК. 

Филипп Сухов, доцент кафедры «Химия и инженерная экология» Российского университета транспорта считает, что угроза для населения Приморска невелика. Со стороны железных дорог это связано это с тем, что у ОАО «РЖД» есть методики по оценке экологического труда, разработанные РУТ. Туда включается и социальный риск – это риск для населения с точки зрения заболеваний. Риск в том месте небольшой за счет небольшого протяжения, то есть загрязнений непосредственно в самом месте локализации разгрузки. Все остальное, по мнению эксперта, зависит от проектных решений: если порт будет эксплуатироваться с учетом норм и использованием новейших технологий сдерживания распространения угольной пыли, то населению ничего не угрожает. Но если нормами будут пренебрегать, если населенные пункты окажутся на слишком близком расстояние к порту, то возможны такие же неприятные последствия, какие были в свое время в Находке.

Животные в регионе

УПК Приморский сообщает, что, согласно проведенным исследованиям, создание терминала не приведет к ущербу для биоразнообразия региона. Это весьма острый момент в истории, так как путь морских судов, выходящих из порта, будет проходить рядом с Березовыми островами – заказником и местом рождения детенышей кольчатой нерпы, которая входит в Красную книгу. И хотя суда не будут пересекать границы заказника, биолог Анна Лосева сомневается, что это обещание будет выполнено: изучив множественные снимки со спутников, она пришла к заключению, что суда нередко выходят за положенные им фарватеры. Проблема заключается и в том, что животные вовсе не понимают такого понятия, как границы, и могут пострадать из-за проходящих мимо судов.

Помимо этого, местные жители жалуются на исчезновение животных из-за вырубки леса и начала работ. По словам жителей, раньше у берега гнездились лебеди и орлан-белохвост, а лоси и косули вынуждены тесниться в маленьких остатках леса, так как с одной стороны поселок, а с другой – вырубка.

Вопрос о том, будут ли приняты какие-то дополнительные меры по защите природы и местных жителей, остается открытым, по крайней мере, до 24 июля: именно в этот день пройдут общественные слушания по объекту государственной экологический экспертизы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions