Ситуация с вырубкой леса в Приморске неоднозначная: противники проекта считают незаконной вырубку 265 га леса для УПК и уничтожение 21 вида прорастающих там краснокнижных растений, так как вырубка производилась до того, как проект был согласован госэкспертизой и до выдачи разрешения на строительство.
Адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин, представляющий интересы экологов и обеспокоенного местного населения, считает, что рубка леса до проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду является отклонением от установленных законом процедур.
С другой стороны, пресс-служба УПК Приморский сообщила РЖД-Партнеру, что частичная вырубка леса была согласована с соответствующими органами власти и экспертами и в дальнейшем будет компенсирована на других территориях Ленинградской области. В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ в защитных лесах сплошные и выборочные рубки деревьев допускаются в тех случаях, когда на территории планируется строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Как заявляет пресс-служба, с марта по июнь 2019 года ООО «Приморский УПК» в строгом соответствии с действующим законодательством разработал проекты освоения лесов, которые прошли государственную экспертизу и были утверждены комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, а также разработаны и зарегистрированы лесные декларации. И хотя в проекте УПК заявлено, что он будет находиться в отдалении от населенных пунктов, некоторые местные жители жалуются на то, что просеки находятся на расстоянии 50 м от их домов, что вызывает у них определенные опасения.
Облака угольной пыли
Лозунг, под которым проходит борьба со строительством УПК: «Нет угольному гетто!» Местных жителей пугает печально известный опыт других городов: угольный «снег» в Высоцке, задыхающиеся от угольной пыли жители города Находки, где 2 года назад тонкий слой угля был даже в школе на партах. Повторится ли подобное в Приморском УПК?
Сложно ответить – все зависит от соответствия реальности тому, что было заявлено при разработке проекта. Пресс-служба сообщила, что перегрузочный комплекс будет оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, погрузочными машинами, крытым складом и оборудованием, позволяющим осуществлять погрузку в трюм закрытым способом.
Система обеспечения безопасного хранения угля закрытым способом будет создана основе научно-исследовательской и опытно-конструктивной работы, специально выполненной Санкт-Петербургским горным университетом и прошедшей его экспертную комиссию.
РЖД-Партнер спросил у председателя комитета по экологии и охране окружающей среды в АСОП Дмитрия Тарасова о том, какие негативные последствия от работы УПК могут быть. Эксперт считает, что если правила строительства и эксплуатации соблюдаются и в проектировании будут приняты современные решения, которые возможно принять при строительстве УПК, то ущерб будет минимальным, как и от любого другого промышленного объекта. Современные методики и климат Ленинградской области позволяет принимать решения, которые будут минимизировать ущерб. Главное, считает Д. Тарасов, – сохранить лес вокруг УПК.
Филипп Сухов, доцент кафедры «Химия и инженерная экология» Российского университета транспорта считает, что угроза для населения Приморска невелика. Со стороны железных дорог это связано это с тем, что у ОАО «РЖД» есть методики по оценке экологического труда, разработанные РУТ. Туда включается и социальный риск – это риск для населения с точки зрения заболеваний. Риск в том месте небольшой за счет небольшого протяжения, то есть загрязнений непосредственно в самом месте локализации разгрузки. Все остальное, по мнению эксперта, зависит от проектных решений: если порт будет эксплуатироваться с учетом норм и использованием новейших технологий сдерживания распространения угольной пыли, то населению ничего не угрожает. Но если нормами будут пренебрегать, если населенные пункты окажутся на слишком близком расстояние к порту, то возможны такие же неприятные последствия, какие были в свое время в Находке.
Животные в регионе
УПК Приморский сообщает, что, согласно проведенным исследованиям, создание терминала не приведет к ущербу для биоразнообразия региона. Это весьма острый момент в истории, так как путь морских судов, выходящих из порта, будет проходить рядом с Березовыми островами – заказником и местом рождения детенышей кольчатой нерпы, которая входит в Красную книгу. И хотя суда не будут пересекать границы заказника, биолог Анна Лосева сомневается, что это обещание будет выполнено: изучив множественные снимки со спутников, она пришла к заключению, что суда нередко выходят за положенные им фарватеры. Проблема заключается и в том, что животные вовсе не понимают такого понятия, как границы, и могут пострадать из-за проходящих мимо судов.
Помимо этого, местные жители жалуются на исчезновение животных из-за вырубки леса и начала работ. По словам жителей, раньше у берега гнездились лебеди и орлан-белохвост, а лоси и косули вынуждены тесниться в маленьких остатках леса, так как с одной стороны поселок, а с другой – вырубка.
Вопрос о том, будут ли приняты какие-то дополнительные меры по защите природы и местных жителей, остается открытым, по крайней мере, до 24 июля: именно в этот день пройдут общественные слушания по объекту государственной экологический экспертизы.