+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.04.2018 08:59:37
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Приморск свободный: зачем порт наделяют новым статусом

В России может появиться еще один свободный порт. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко обсудили возможность создания свободного порта в портовой зоне Приморск Выборгского района. Какие преимущества это даст порту и почему бизнес-сообщество может быть недовольно таким решением?
Крупный терминал для свободного порта

К 2026 году в порту Приморск планируют запустить один из крупнейших терминалов. К строительству комплекса, по словам губернатора Ленобласти, уже приступили. Известно, что терминал займет 270 га в 1,5 км от порта Приморск и, согласно проекту, будет рассчитан на перевалку минеральных удобрений, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов. И сможет принимать даже самые крупные суда с максимальным водоизмещением. По данным 2017 года, инвестиции в проект оцениваются в 76,8 млрд руб. и окупятся за 16 лет.

«Инфраструктура позволит обрабатывать там до 100 млн т грузов в год. С председателем правительства Российской Федерации мы обсудили этот проект. Он сразу же дал поручение обеспечить новые портовые мощности железнодорожными и автомобильными подходами, а также электроэнергией. Также мы проговорили возможность создания здесь второго в России и первого на Балтике свободного порта», – отметил губернатор Александр Дрозденко.

Какие преимущества?

Сегодня статусом свободного обладает только порт Владивостока, который получил свой статус в 2015 году. Порт был наделен особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования, которые действуют до сих пор. Этими же или схожими льготами может обладать и Приморск.

«Если порт Приморск наделят статусом свободного, стивидор получит возможность реализовать новые проекты по перегрузке грузов в условиях облегченного налогового бремени. Законодательство о свободном порте подразумевает определенный пакет льгот по налогам: это может быть налог на прибыль, налог на имущество, дополнительные возможности применения специальных таможенных режимов. Сегодня это работает в рамках законодательства «О свободном порте Владивосток». Вероятно, действие этого закона будет распространено и на Приморск либо для него будут разрабатывать отдельный пакет нормативных актов», – отмечает председатель инвестиционного комитета АСОП Дмитрий Морозов.
Однако, как подчеркивает Александр Головизнин, директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология», статус свободного не дает порту никаких логистических преимуществ:

«И серьезных упрощений в экспортно-импортной деятельности у свободного порта тоже не появляется. Статус свободного направлен на определенные налоговые льготы для резидентов порта. То есть резиденты принимают на себя обязательства по инвестициям в порт, который получает шанс быстрее окупить вложения. Это выгодно обеим сторонам», – говорит эксперт.

Но А. Головизнин отмечает, что статус свободного может и не помочь реализоваться проекту.

«Подобный механизм взаимодействия впервые был реализован в порту Владивостока – власти пытались простимулировать работу Дальневосточного региона. Но нужно понимать, что если в проект не требуется серьезных вложений, то статус свободного порту не дает ничего. Если говорить о порте Приморск, то, по всей видимости, инвесторы Приморского порта не видят возможности реализации проекта без господдержки, поэтому и инициируют создание свободного порта. Однако я сильно сомневаюсь, что этот статус проекту действительно поможет», – констатирует эксперт.

Несправедливый закон

Интересно, что если для новых портов статус свободного дает преимущества и толчок для развития, то действующие порты могут пожаловаться на несправедливость. Ведь не все порты могут получить подобный статус. Законодательством РФ предусмотрено, что налоговые преференции применяются исключительно к новым проектам. А для действующих стивидоров льгот нет.

«По мнению бизнес-сообщества, это положение не слишком справедливо. Представьте, что два хозяйствующих субъекта, которые занимаются одной деятельностью и работают практически на одной территории, находятся в разных с точки зрения налогового бремени экономических условиях. С точки зрения конкуренции – это недобросовестно. С точки зрения антимонопольного законодательства – нелогично», – отмечает представитель АСОП.

По словам Д. Морозова, закон о свободных портах – это не про действующие порты, а про возможность реализации новых проектов в условиях облегченного налогового бремени. И российские порты, которые обслуживают потребности внешней экономики РФ, не получают никаких преференций, что несправедливо.

«Мы как ассоциация выступаем за наделение всех российских портов статусом «свободный» и расширением предусмотренных этим форматом преференций для всех субъектов, занимающихся портовой деятельностью», – говорит Д. Морозов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions