+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2023 11:12:47
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Научное судно «Михаил Сомов» будет работать в Арктике минимум до 2027 года

С середины сентября в доке судоремонтного завода «Красная Кузница» (г. Архангельск) ремонтируют легендарное научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» - за свою историю оно трижды бывало в антарктических дрейфах, про один из которых даже сняли художественный фильм «Ледокол». Сегодня судно принадлежит Северному УГМС. Несмотря на возраст (ему 48 лет), оно до сих пор ходит в Арктику. Собственник говорит, что активную работу «Сомов» продолжит минимум до 2027 года.
Научное судно «Михаил Сомов» будет работать в Арктике минимум до 2027 года
Ремонт и снова в работу

Как рассказал РЖД-Партнеру заместитель начальника ФГБУ «Северное УГМС» Алексей Бараков, сегодня на судне выполнено более 70% объема запланированных ремонтных работ.
«Завершение работ планируется в течение ноября 2023 года, после чего «Михаил Сомов» встанет на зимнюю стоянку в Архангельске для подготовки к работе в навигацию 2024 года», - ответил А. Бараков.

Основная задача НЭС «Михаил Сомов» - завоз грузов снабжения на труднодоступные станции Росгидромета в Арктике, который традиционно начинается в период с мая – июня. На время ремонта судна его заменил НЭС «Академик Трёшников».

«В навигационный сезон-2023 это судно выполняет «восточный» рейс по завозу грузов снабжения на труднодоступные станции Якутского и Чукотского УГМС, а также станции в восточной части зоны ответственности Северного УГМС в Карском море».

А. Бараков отметил, что, по планам, НЭС «Михаил Сомов» продолжит работать в Арктике не менее, чем до 2027 года. Вопрос замены судна прорабатывается в рамках реализации Комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2023 года № 2555-р.

«Комплексный план предполагает ряд мероприятий по обновлению ледокольного флота и судов ледового класса. В том числе речь идет о создании научно-экспедиционного судна ледового класса для обеспечения функционирования сети труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведения экологического мониторинга в Арктике, включая трассу Северного морского пути», - пояснил А. Бараков.

Чем известно судно и почему его сейчас ремонтируют

На ремонт «Михаил Сомов» встал после того, как вернулся из Арктики, где больше двух недель провел на мели. О ЧП стало известно 25 июля – судно село на мель у Земли Франца-Иосифа.
Как сообщала транспортная прокуратура, на судне находилось 34 члена экипажа и 57 участников экспедиций.

Из Архангельска «Михаил Сомов» отправился в рейс 4 июля – он доставлял грузы в рамках северного завоза на полярные станции Росгидромета. Когда судно село на мель, работа рейса уже подходила к завершению. На помощь НЭС в Арктику был отправлен «Профессор Молчанов»: он привез водолазов для обследования подводной части корпуса судна, на него в свою очередь эвакуировали участников экспедиций.

С мели судно сошло только 8 августа, а в Архангельск вернулось 18 августа. Как сообщал ТАСС, судно встало на ремонт в док в середине сентября.
История НЭС «Михаил Сомов» насчитывает уже 48 лет – это настоящий полярный труженик. По технических характеристикам это дизель-электроход, который может совершать ледовые плавания при толщине сплошного льда до 70 сантиметров.

В первый свой рейс «Михаил Сомов» отправился 2 сентября 1975 года. Он участвовал в 21 советской и российской Антарктических экспедициях. Научно-экспедиционным судно стало после того, как в 1977 году прошло модернизацию.

«Михаил Сомов» пережил три антарктических дрейфа: в 1977, 1985 и 1991 годах. Самый известный – 1985 года – продолжался 133 дня.

Северному УГМС судно передали в 2000 году. Он десятки раз доставлял в Арктику снабжение, оборудование, припасы – его даже называют «кормильцем Арктики».

Уже не раз поднимались разговоры о том, чтобы отправить его «на пенсию» - сделать из судна музей. Еще в 2018 году «Сомова» наградили знаком «Морское наследие России». О музеефикации говорили и совсем недавно – на заседании межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию, которое состоялось 20 октября в Архангельске.

По мнению председателя комиссии Вячеслава Попова, богатейшая история морского культурного наследия требует особо пристального внимания.

«Работа комиссии эффективна, есть очень серьезные достижения и победы, одно из них – то, что при поддержке комиссии был остановлен процесс утилизации и принято решение о музеефикации подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», которая скоро будет доступна для посещения в музейном комплексе в Кронштадте. В перспективе музеем может стать и научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», – передает слова Попова пресс-служба правительства региона.

Но пока, судя по планам Северного УГМС, «Сомову» все же придется работать в своем обычном режиме.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions