+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.03.2017 09:11:16
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Поставили во главу угля

На 40 украинских предприятиях Донбасса ввели внешнее управление из-за железнодорожной блокады. Форму собственности на них не меняли, но налоги теперь будут поступать в бюджеты самопровозглашенных республик.
"В принципе, мы являемся свидетелями того, что отторгнутые своим государством области попадают в еще более тяжелое положение, будучи поставленными в условия полной блокады со стороны экстремистских элементов", - прокомментировал это пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. И напомнил: Россия не имеет никакого отношения к предприятиям Донбасса.

Отторгнутые Киевом области попали в тяжелое положение из-за блокады
Эксперты признают, что ситуация уникальна: около десятой части федерального бюджета Украины формируется за счет Донецкой и Луганской областей. И руководство той же ДНР до сих пор вело борьбу только за политический контроль над территорией - экономику никто не трогал, она работала на всю страну.

Следующим шагом может стать национализация предприятий либо в формате их ликвидации, либо в формате денежных компенсаций уходящим владельцам, если работа на них продолжится. Правда, пока Восточная Украина договороспособна, уверены эксперты "РГ", поэтому ситуация еще может поменяться.

Новый корпус менеджеров для внешнего управления на украинских предприятиях руководство Донецкой и Луганской республик пока не вводит. Формально происходит переход нынешнего менеджмента на ставки ДНР и ЛНР. При этом зарплаты на предприятиях продолжают выплачивать в гривнах, на некоторых из них остались прежние хозяева, другие еще не связывались с руководством ДНР. Угольные и промышленные предприятия находятся в разном состоянии.

Второй этап, который, возможно, еще впереди, - это перерегистрация предприятий, что реально сделать при существующих рисках полной остановки работы. В противном случае повсеместно повторится ситуация, как на Донецком металлургическом заводе: 27 февраля из-за блокады там полностью заморожена работа, так как не поставляется железорудное сырье.

Для заводов, подверженных рискам остановки, выход один - искать рынки импорта и сбыта сырья. Например, Енакиевский металлургический завод в Донецкой области "жил" на своем угле и на руде из Кривого Рога (Днепропетровская область), но с 20 февраля работа там встала тоже из-за блокады. Сейчас заводу нужно, вероятно, переориентироваться на российскую руду, полагает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ "Высшая школа экономики" Андрей Суздальцев.

Заводы ждут сырья

Донбасский каменноугольный бассейн - основной источник колоссальных объемов антрацита и коксующихся углей на Украине. Больше запасов, чем в этом регионе, только в России и в Китае. Кроме этого, на Донбассе расположены предприятия черной и цветной металлургии, а также химической промышленности, причем сконцентрированы они в Донецке, Луганске, Горловке, Енакиево, Дзержинске, Краснодоне, Красноармейске. Промышленные центры приходятся на Артемовск, Краматорск, Днепропетровск, Запорожье, Мариуполь, Харьков.

Учитывая концентрацию предприятий, речь идет и о достаточном количестве рабочей силы. По данным Госкомстата ЛНР, в этой области проживают около полутора миллионов человек, а в реестре предприятий добывающей промышленности и разработки карьеров зарегистрировано 300 юрлиц. Население Донецкой области - 2,3 миллиона человек, число юрлиц неизвестно (Госкомстат Украины не ведет учет на территориях антитеррористической операции).

Три года назад Луганская область обеспечивала около 40 процентов добычи угля на Украине, Донецкая - еще около четверти. Со стороны энергобезопасности очень важен уголь именно с Донбасса, так как там высок удельный вес антрацитов, а также коксующихся углей. Антрацит используют и как топливо, и как компонент в черной и цветной металлургии: из него производят адсорбенты, электроды, его используют в химпроме.

Антрацит наиболее высокого качества отправляют не в топку, а на производство, и, например, для металлургии важно сохранение наилучших характеристик угля. Заменить его можно, но нежелательно. То есть тот, в чьих руках находится контроль над антрацитом с Донбасса, фактически контролирует и украинскую промышленность. Адекватная замена - уголь из ЮАР, но он слишком дорог, что показала практика закупок у этой страны зимой 2015-2016 годов. Западная Украина такими качественными запасами не обладает. Откуда будут брать уголь предприятия - открытый вопрос.

Блокада в законном статусе

Начавшийся переход промышленности под внешнее управление не вызвал никакой официальной реакции в Киеве. Осудили действия республик лишь представители партии "Оппозиционный блок" (выходцы с Донбасса, которых ситуация непосредственно касается). К еще большему их разочарованию, украинское правительство решило придать продолжающейся блокаде законный статус.

Вчера Кабинет министров Украины на заседании утвердил порядок ввоза и вывоза товаров из отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Документ запрещает перемещать через линию разграничения любые товары, "за исключением продуктов питания и лекарств исключительно в составе гуманитарных грузов". Также сделано исключение для грузов, необходимых в производственном процессе металлургической, горно-обогатительной, угледобывающей и энергетической отрасли.

В чьих руках уголь с Донбасса, тот и контролирует промышленность Украины
Поскольку именно уголь стал основным предметом блокады со стороны украинских националистов, объединившихся под названием "ветераны АТО", взамен правительство Владимира Гройсмана сделало им выгодное предложение - создание сети контрольных пунктов, которые будут отслеживать перемещение грузов через линию разграничения. Причем контроль предлагают возложить на профильные министерства и службы с привлечением волонтеров.

Присутствовавшие на заседании кабмина представители парламентских националистов - член партии "Свобода" Андрей Ильенко и командир карательного полка "Азов" Андрей Билецкий - предложение не оценилиПри этом никто из выступавших не вспомнил, что блокада к 1 марта уже потеряла практический смысл: главы ЛНР и ДНР еще в понедельник объявили о прекращении поставок угля на Украину, поскольку для этого "нет ни возможности, ни схемы оплаты". Таким образом, "ветераны АТО" пытаются не допустить "на материк" то, что им уже никто не собирается продавать.

Впрочем, прозвучали на заседании и тревожные заявления. Так, представители меткомбината "Азовсталь", принадлежащего Ринату Ахметову, заявили, что из-за дефицита угля в ближайшее время будут вынуждены обратиться за помощью к двум основным его производителям - России или США. "Понятно, что это будет Россия", - подчеркнули делегаты украинской металлургии.

Взгляд из Донецка

По словам главы ДНР Александра Захарченко, необходимость ввода внешнего управления впервые возникла в 2014 году. "Несмотря на то что в нашей декларации о суверенитете было заявлено, что все предприятия на территории ДНР являются достоянием республики, на практике это положение до конца реализовать не удавалось: у нас имелись крупные металлургические, коксохимические и химические предприятия, которые работали вне юрисдикции ДНР. Но после того как украинская блокада перекрыла поставки сырья в нашу сторону и готовой продукции от нас, обстоятельства приобрели характер непреодолимой силы", - объяснил экс-председатель Верховного Совета ДНР Борис Литвинов.

По его словам, из-за того, что в ДНР работали украинские предприятия, до двух миллиардов гривен ежегодно направлялись в Украину. Власти республики мирились с этим, чтобы сохранить рабочие места, хотя зарплата опять-таки начислялась на украинской территории и из нее высчитывалось полтора процента на финансирование силовой операции в Донбассе. Но блокадой Украина поставила правительство ДНР в безвыходное положение.

"Сегодня блокада со стороны радикалов скорее работает на нас, а не против, - сообщила и.о. министра экономического развития ДНР Виктория Романюк. - Заводы, которые не начнут платить налоги в бюджет ДНР и не смогут гарантировать работу и выполнение соцобязательств перед жителями, перейдут под внешнее государственное управление. И у нас есть все механизмы, чтобы осуществить этот переход с автоматической переориентацией на Россию максимально быстро и безболезненно".

В целом в республике положительно воспринимают начинающиеся изменения. Более того, с ними связываются надежды на восстановление экономического потенциала Донбасса. "Многие отечественные предприятия уже имеют выход на зарубежные рынки сбыта и поддерживают внешние торговые связи с более чем 60 странами, - говорит Романюк. - ДНР экспортирует за рубеж продукцию машиностроительной, металлургической, химической, пищевой, фармацевтической, легкой промышленности".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions