2 декабря «Газпром» запустил газопровод «Сила Сибири», который в перспективе будет транспортировать в Китай до 38 млрд куб. м природного газа в год. В январе планируется ввести в строй «Турецкий поток» из двух ниток по 15,75 млрд куб. м (одна из них пойдет далее, в Южною Европу). Пуск «Северного потока – 2» мощностью 55 млрд куб. м в направлении Западной Европы переносится примерно на середину следующего года. С завершением гигантских строек «Газпрома» инвесторы ожидают снижения капитальных затрат компании, сокращения долговой нагрузки и постепенного роста объемов экспорта газа.
А 12 декабря правление «Газпрома» рассмотрело и утвердило изменения в дивидендной политике компании. Постепенно предполагается выйти на уровень распределения 50% чистой прибыли на дивиденды, как того требует правительство от всех госкомпаний.
«Поскольку движение в этом направлении будет идти постепенно (по итогам 2019 года компания направит 30% от скорректированной чистой прибыли по МСФО, в 2020-м – не менее 40%, в 2021-м – 50%), реакция рынка была более сдержанной, чем весной, когда «Газпром» увеличил свои дивиденды за 2018 год вдвое от ожидаемого размера. В среднесрочной перспективе мы ожидаем продолжения роста капитализации «Газпрома», – отмечает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Привилегированные акции «Транснефти» выросли с начала квартала на 16,3% (с 149,8 тыс. 30 сентября до 174,2 тыс. руб. за штуку 17 декабря). Этот рост можно считать восстановительным после летнего снижения, вызванного остановкой нефтепровода «Дружба» и необходимостью компенсаций из-за загрязнения транспортируемой нефти хлорорганическими соединениями.
Акции «Аэрофлота» демонстрируют в IV квартале слабую динамику, подрастая с начала квартала на 2,5% (до 105,76 руб. за штуку к закрытию рынка 17 декабря). Несмотря на рост объемов пассажирских перевозок в этом году, которые как минимум наполовину обеспечиваются авиаперевозчиками, входящими в группу «Аэрофлот», и даже несмотря на рост выручки, операционная прибыль компании снижается из-за опережающего роста затрат. Увеличение стоимости авиационного топлива и аэропортового обслуживания отрицательно сказываются на рентабельности бизнеса авиакомпаний в этом году. А обещанная правительством компенсация подорожания топлива в текущем году не состоялась и, видимо, переносится на следующий год.
«Акции остальных эмитентов транспортной отрасли трудно назвать ликвидными, за исключением разве что Новороссийского морского торгового порта (НМТП), бумаги которого можно отнести к крепкому второму эшелону. Прочие акции отраслевых эмитентов торгуются от силы на 3–4 млн руб. в день, и даже приход в эти бумаги или выход из них даже не слишком крупного инвестора могут серьезно двинуть котировки в ту или иную сторону», – полагает эксперт-аналитик А. Калачев.
Акции «ЮТэйр», второй авиакомпании на фондовом рынке, практически неликвидны. Их оборот составляет от силы 50–100 штук в день. Компанию регулярно приходится буквально спасать от банкротства, что, конечно, не вызывает интереса инвесторов. С начала квартала с текущему дню акции компании выросли на 6,2%. Резкое движение вверх по ним началось 12 ноября, после выхода квартальной отчетности по РСБУ, где компания отразила рост выручки, снижение затрат и получение чистой прибыли по итогам 9 месяцев в отличие от убытка годом ранее. 13 ноября на росте объемов торгов цена бумаг долетала до 8,69 за штуку, но вскоре иссяк энтузиазм биржевых игроков, вспомнивших про большие долги компании, и цены снова снизились. Дальнейшая динамика акций «ЮТэйр» будет полностью зависеть от того, каким образом компании удастся урегулировать отношения с кредиторами.
Акции НМТП в этом году показывают в целом неплохую динамику, однако IV квартал для этих бумаг пока оказывается абсолютно нейтральным: начав с цены 8,41 руб. за бумагу сегодняшний день они закрывают по 8,375 руб. Лишь в начале декабря акции НМТП попытались провалиться до 8 руб. ровно, но быстро восстановились. Попытка сходить вниз была обусловлена публикацией финансовой отчетности по МСФО за 9 месяцев 2019-го. Хотя компания показала рост прибыли почти в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до $810,5 млн), выручка НМТП снизилась на 6,6% (до $665,5 млн).
«Такое расхождения в цифрах вызвано тем, что в составе прибыли были учтены средства от продажи банку ВТБ Новороссийского зернового терминала в апреле текущего года, но объемы перевалки навалочных грузов группой НМТП из-за этого сократились. Тем не менее мы продолжаем считать акции НМТП перспективными для вложений и ожидаем продолжения их роста в следующем году», – комментирует А. Калачев.
Акции ДВМП (Дальневосточного морского пароходства, входит в транспортно-логистическую группу FESCO) продемонстрировали в IV квартале феноменальный рост с 5,6 до 8,27 руб. за штуку, увеличив капитализацию компании в 1,5 раза. Причиной интереса инвесторов стало объявление о намерении компании продать свой зерновой бизнес. Речь идет о продаже двух структур FESCO, имеющих в распоряжении 4,2 тыс. собственных и арендованных вагонов-зерновозов. Если ФАС одобрит сделку, она может быть закрыта уже в I квартале следующего года. Продав актив, группа сможет радикально снизить свою долговую нагрузку и инвестировать средства в развитие компании. Это будет позитивом для акций ДВМП.
Акции «ТрансКонтейнера», одной из перспективных и динамично растущих транспортных компаний, вдвое подорожали с начала года, но в IV квартале потеряли 7% стоимости, опустившись с 8820 до 8205 руб. за штуку (по состоянию на закрытие рынка 17 декабря). Рынок контейнерных перевозок растет в стране двузначными темпами, в прошлом году он вырос на 14,4%, в том числе международные контейнерные перевозки – на 22,5%. «ТрансКонтейнер» обслуживает почти половину этого рынка. Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО за 9 месяцев выросла на 57,8%.
Кроме динамики операционных и финансовых показателей компании, рост ее акций поддерживался ожиданием приватизации контрольного пакета «ТрансКонтенера». 27 ноября состоялся аукцион, на котором ПАО РЖД продало 50% плюс две акции группе «Дело» Сергея Шишкарева. Группа «Дело» управляет портовыми активами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах и владеет оператором железнодорожных и мультимодальных контейнерных перевозок. В структуру группы входит стивидорный холдинг «ДелоПортс», мультимодальный транспортный оператор «Рускон» и ведущий оператор контейнерных терминалов Global Ports. Приобретение контроля над «ТрансКонтейнером» может дать дополнительную синергию для развития всех этих активов и самого «ТрансКонтейнера» тоже.
Однако вскоре после покупки представители компании заявили о возможности проведения делистинга акций «ТрансКонтейнера» на Московской бирже и объединении компании с Global Ports. Free float акций «ТрансКонтейнера» небольшой, и это несложно будет сделать. Однако, судя по реакции рынка, инвесторы пока настороженно отнеслись к этим планам нового контролирующего акционера.
Акции ГТМ (ПАО «Глобалтрак Менеджмент») – компании, управляющей активами Globaltruck, одного из крупнейших автомобильных грузовых перевозчиков России и ведущего перевозчика на Урале и в Сибири. Эти не слишком ликвидные на бирже акции выросли с начала IV квартала на 42,2% (с 41 до 58,3 руб. за штуку). Причем 7 ноября они взлетали в цене вдвое (до 82,5 руб.), но вскоре спустились.
«Рост котировок был вызван тем, что 6 ноября компания объявила программу обратного выкупа акций на рынке. Программа предполагает выкуп не более 5% всех акций ПАО «ГТМ», а цена выкупа не превысит цену их размещения во время проведения IPO в ноябре 2017 года (132 руб. за одну акцию). Программа обратного выкупа акций ГТМ будет действовать до 31 мая 2021-го или до достижения объявленного к выкупу количества и, по всей видимости, будет поддерживать котировки этих ценных бумаг на бирже», – считает А. Калачев.