+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2017 12:50:33
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Страсти по конкуренции

На рассмотрение в правительство после доработки внесен проект указа президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором также содержится национальный план развития конкуренции на 2017–2019 гг. ФАС в очередной раз настаивает на снижении государственного участия в экономике.
Классический подход

Напомним, в середине 2016 года ФАС России подготовила первую редакцию этого указа, но она получила ряд замечаний и была отправлена на доработку. ФАС постаралась учесть критику. Обновленные цели государственной политики по развитию конкуренции звучат так:

– повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

– повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

– стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

В общем, цели абсолютно классические для любой экономики, которая хочет развиваться. С одним уточнением: чтобы их действительно достичь, нужен конкретный сценарий, инструменты и план реальных шагов, которые пока, однако, не озвучены. Есть, скорее, некие ожидания.

Как измерить конкуренцию?

Эта же линия (простой констатации) продолжается при определении принципов, которые закладываются в основу государственной политики по развитию конкуренции. Это сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, на товарных рынках. Это обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории РФ и признание политики по развитию конкуренции гарантом свободы экономической деятельности.

Пожалуй, наиболее интересный пункт в свете дискуссии вокруг реформирования железнодорожной отрасли – недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Выполнение этого принципа возлагает огромную ответственность на реформаторов, которые должны экономически оправдать (или не оправдать) переход от естественной монополии к конкуренции.

Из принципа не сдерживать конкуренцию логично следует и другой – недопустимость государственного регулирования цен (тарифов) на товарных рынках в условиях конкуренции. По большому счету, это соответствует позиции ОАО «РЖД», когда оно выражает несогласие с тем, что в отличие от других игроков подпадает под тарифное регулирование (речь, конечно, о тех сегментах, где конкуренция уже сложилась). Теперь в представленном проекте предлагается поэтапно прекращать государственное тарифное регулирование в конкурентных сферах деятельности (конечно, на основе анализа последствий таких решений в отношении отдельных субъектов естественных монополий).

Один из сложнодостижимых принципов – измеримость результатов политики по развитию конкуренции. Еще полгода назад речь шла о том, чтобы дополнительно к этому указу разработать систему KPI по развитию конкуренции и специальную методику по оценке их достижения. Плюс к этому нужен отдельный стандарт для оценки эффективности проектов импортозамещения и их влияния на конкуренцию.

Остальные принципы не столь примечательны и вовсе неоригинальны. Разве что можно назвать еще один – информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий. Это снова относится в том числе к ОАО «РЖД», которое порой грешит своей закрытостью.

От плана к действиям

К указу, как уже было сказано, прилагается национальный план развития конкуренции в РФ на 2017–2019 гг. Он начинается с установления ключевых показателей:

– обеспечение во всех отраслях экономики РФ деятельности хозяйствующих субъектов, в которых отсутствует доля участия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

– снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не менее чем в два раза;

– увеличение доли прямых закупок у субъектов малого предпринимательства более чем в два раза в сфере государственного и муниципального заказа, а также в сфере закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.

Надо сказать, что последний показатель уже неплохо выполняется холдингом «РЖД». Доля закупок у МСП в последние 2 года стремительно растет. После одобрения плана субъекты естественных монополий, компании с государственным участием должны будут принять программы по развитию конкуренции среди своих поставщиков и поддержке производственной, сбытовой и научно-технической кооперации. В них должны будут отражены планы по сокращению практики заключения договоров с «единственным поставщиком» в закупочной деятельности.

В случае утверждения национального плана в срок до 1 июня 2017 г. правительство должно будет утвердить дорожные карты на 2017–2019 гг. в отраслях экономики с определением в них перечней ключевых показателей, в том числе обеспечивающих достижение ожидаемых результатов. При этом как сами дорожные карты, так и динамика ключевых показателей развития конкуренции должны будут публиковаться.

До 1 июля 2017 г. нужно будет утвердить дорожную карту по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. До 1 сентября 2017 г. представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции. А до 1 ноября 2017 г. утвердить дорожную карту, направленную на системное развитие организованных торгов на товарных рынках.

Кроме того, до 1 июля 2017 г. предлагается внести в нормативные правовые акты изменения, направленные на ограничение приобретения компаниями с государственным участием, в которых РФ владеет более 50% акций, государственными унитарными предприятиями, а также организациями, контролируемыми этими компаниями и предприятиями, акций и долей хозяйственных обществ. В этот же срок компании с государственным участием, в которых РФ владеет более 50% акций, должны принять программы отчуждения отдельных профильных активов при наличии конкуренции на товарном рынке.

И снова совет рынка

В качестве приложения к национальному плану дается перечень отраслей экономики и ожидаемых результатов развития конкуренции в них. Так, в сфере дорожного строительства необходимо сокращать не менее чем на 5% в год долю закупок, признанных несостоявшимися (в 2016 г. таких было 30%), а также провести декартелизацию, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

В сфере грузового транспорта, включая услуги в морских портах и оперирование железнодорожным подвижным составом, предполагается снижать уровень экономической концентрации. Поставлена задача ограничивать темпы роста транспортных затрат грузоотправителей и утвердить новый тарифный прейскурант ОАО «РЖД» не позднее конца 2018 года. Также предлагается прийти к консенсусу по стратегии развития отрасли в формате Совета рынка. Как мы помним, не так давно эта работа была приостановлена.

И еще одна задача – организация электронной системы транспортных услуг, в том числе для малого и среднего бизнеса, и формирование рыночных индикаторов на цены, предоставляемых организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование, путем запуска в промышленную эксплуатацию электронной торговой площадки.

Как нам стало известно, проект указа прошел межведомственное обсуждение, в целом согласован и внесен в правительство с учетом пожеланий причастных ведомств.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions