У Армении недостаточно средств для строительства железнодорожной магистрали до границы с Ираном, полагает директор Международного онлайн информационно-аналитического центра «Этноглобус» Гюльнара Инандж. И все разговоры пока – не более чем намерения.
В ОАО «РЖД» разъяснили свою позицию по отношению к реализации строительства железной дороги Иран – Армения. С геополитической точки зрения этот проект имеет важное стратегическое значение для Армении в контексте интеграции национальной транспортной инфраструктуры республики в евро-азиатскую и мировую транспортные системы.
Вместе с тем, как сообщили в ОАО «РЖД», значительная стоимость и длительные сроки окупаемости инвестиций такого масштаба делают подобный проект коммерчески малопривлекательным для инвесторов. А это означает, что его реализация без поддержки государства затруднительна.
Иными словами, железную дорогу Армении придется строить в основном за счет собственного бюджета. Без этого подобный проект – окно в никуда. По оценкам специалистов, его стоимость сейчас стала фантастической – $3,5 млрд, что существенно превышает весь годовой бюджет республики, который, по данным Евразийской экономической комиссии, она еще и исполняет с дефицитом в $200 млн. Кстати, 6 лет назад сумма, необходимая для сооружения магистрали, была куда скромнее – $2 млрд. Притом что на маршруте планировалось построить 84 моста и 60 тоннелей.
Эти нюансы крайне важны. Ведь ОАО «РЖД» управляет армянской национальной железной дорогой. Согласно подписанному в феврале 2008 года в столице Армении концессионному договору, государственное ЗАО «Армянская железная дорога» передано в управление ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЗАО «ЮКЖД») на 30 лет. А оно, в свою очередь, является 100%-ной дочерней компанией ОАО «РЖД».
Таким образом, ОАО «РЖД», выступающему в роли управляющей компании, импонирует желание правительства Армении затеять грандиозную стройку. Соорудить новую ветку стальной магистрали длиной 470 км с технологической точки зрения не составляет проблем. Как говорится, клиент – король. Но только в том случае, если он платит.
Обо всем этом уже не раз говорили представители ОАО «РЖД». Подобные заявления были сделаны, например, в 2009-м, когда правительства Армении и Ирана официально одобрили намерения реализовать подобный проект. Примерно 3 года назад были озвучены практически те же самые положения.
Вместе с тем армянская сторона неоднократно выражала надежду на то, что удастся привлечь представителей российского бизнеса не только к выполнению работ по строительству железной дороги, но и хотя бы частичному финансированию проекта. Такая возможность никогда не исключалась. Для этого от Армении требовалось проработать инструменты государственно-частного партнерства и предоставить гарантии выделения собственных бюджетных средств. Процедуры для привлечения инвестиций стандартные. Однако этого почему-то сделано не было.
Как сказал генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Виктор Ребец, строительство железной дороги должно было начаться в середине 2015-го. Старт проекта был объявлен в январе текущего года.
По его словам, к работам должны были приступить в середине 2015-го, а завершить строительство – через 6 лет. Основными номенклатурами, которые могут перевозить по новой железной дороге, были названы энергоресурсы и внешнеторговые грузы.
Однако июль прошел, но никаких особых перемен не наступило. Правительству Армении потребовалось как-то объяснить данный факт. В августе это было сделано весьма оригинальным способом: премьер-министр этой страны Овик Абрамян заявил, что Ереван намерен построить железную дорогу Армения – Иран и без оглядки на Россию. Денег на проект якобы даст Китай. Дескать, в КНР уже представили ряд предложений в связи с реализацией проекта.
Нелишним будет напомнить, что аналогичные заявления звучали и в 2008 году. Тогда на встрече сопредседателей армяно-китайской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Гегама Гарибджаняна и Ли Гуэя в числе вопросов, относящихся к армяно-китайскому экономическому сотрудничеству, обсуждался вопрос об участии КНР в строительстве железной дороги Армения – Иран. МИД Армении после этого поспешил сообщить о достигнутых соглашениях.
Позже выяснилось, что за ними никаких практических шагов по реализации идеи о строительстве железной дороги не последовало. Китайская сторона тогда не захотела втягиваться в довольно дорогостоящий проект, на который к тому же в бюджете Армении на 2009 год не заложили средств.
Аналогично поступили и в Азиатском банке развития. Причем назывались и другие причины, по которым банк не мог оказать содействие проекту строительства железной дороги Иран – Армения.
Во-первых, проект представлял интерес для инвесторов только в контексте развития транспортного коридора Север – Юг. А для создания его ответвления через Армению понадобилось бы не просто восстановить железнодорожные пути на абхазо-грузинском участке, но и найти способы купировать политические риски для транзита через неспокойный регион.
Во-вторых, предложенная Министерством финансов Армении в 2008 году концепция проекта предполагала на 80% заполнить дорогу перевозками с юга на север иранской нефтью – по ней должно было следовать 30% от всех объемов сырья, поставляемого на европейские рынки. С учетом международных санкций, введенных против Ирана, сама идея выстраивания подобной логистики затрещала по швам. Европа не могла покупать иранскую нефть, да и возить ее по железной дороге на столь дальние расстояния было дороговато. Гораздо выгоднее представлялось покупать в РФ продукты первичной нефтепереработки. Кроме нефтяных, других стабильных грузопотоков, способных окупить затраты на строительство, не просматривалось. Уточним, что, по данным ЮКЖД, по сети железных дорог в Армении перевозят всего около 3,3 млн т грузов, из которых доля нефтегрузов крайне незначительна – не более 12%. Неудивительно, что разговоры о проекте в последующие годы заглохли.
После того как Армянская железная дорога была передана ЗАО «ЮКЖД», свои обязательства по управлению компания за все прошедшие годы добросовестно выполняла: осуществлялся капитальный ремонт железнодорожной техники и инфраструктуры, приобретались капитально отремонтированные тепловозы, на ряде участков деревянные шпалы были заменены на железобетонные. Кроме того, проводились солидные объемы работ по развитию систем электроснабжения и капитальному ремонту зданий и сооружений.
На таком фоне последние заявления О. Абрамяна выглядели крайне странно. А ссылки на некие договоренности, достигнутые с Китаем по поводу строительства магистрали Иран – Армения, которые были озвучены им перед журналистами 1 сентября 2015 года, вообще напоминали дежавю: опять переговоры, опять обещания китайской стороны найти некие решения для реанимации проекта.
Что касается июньского заявления председателя совета China Civil Engineering Construction Company (CCECC) У Ваньляна, то их следует рассматривать в контексте подписанного еще в 2013 году трехстороннего меморандума между правительством Армении, ОАО «РЖД» и Rasia FZE (в нее входит CCECC) о взаимопонимании и сотрудничестве, связанного с проектом магистрали Иран – Армения. Ничего нового к общим фразам этого документа У Ваньлян не добавил. А это значит, что и дело в течение последних 2 лет не продвинулось вперед. Кроме того, нелишне обратить внимание на то, что недавно представительство CCECC в РФ (ООО «Китайская гражданская инженерная строительная компания») провело переговоры об участии в сооружении мостового перехода через реку Лену. Так что никто не удивится, если китайские партнеры вновь вскоре тихо отойдут от армянского проекта.
Сейчас проект новой трассы в Армении пытаются привязать к анонсированному Китаем созданию транснациональной экономической зоны «Шелковый путь». Однако это не снимает прежних проблем. Даже с учетом перспективы смягчения санкций против Ирана его нефть если и пойдет в обозримой перспективе в северном направлении, то, вероятнее всего, не в Европу и не по маршруту на армянской территории. Ведь российско-иранская сделка предполагает реэкспорт российскими компаниями иранской нефти в обмен на расширение базы торгово-экономического сотрудничества двух стран.
А это совсем иной логистический вектор, тяготеющий к транспортным коммуникациям в Каспийском регионе. Железнодорожная смычка иранской и азербайджанской железных дорог на участке Решт – Астара может стать важным подспорьем для направления существенного нефтяного потока из Ирана в Россию. В таком случае непонятно, почему инвесторы должны вкладываться в армянский проект с окупаемостью в 28 лет (при условии достижения, по данным ЗАО «ЮКЖД», просто нереальных объемов перевозок на уровне 15–18 млн. т).
Интересным решением, по мнению Г. Инандж, могла бы стать для качественного сдвига в реализации смычка железной дороги Армения – Иран с железнодорожной веткой Баку – Тбилиси – Карс (БТК) в грузинском Ахалкалаки или с новой магистралью по грузинской территории до Поти, которую предстоит построить. Это позволило бы компенсировать барьеры на пути к подключению дороги к коридору Север – Юг.
Однако здесь вмешивается политический фактор в виде регионального курса Азербайджана на изоляцию Армении от всех трансграничных проектов. К тому же подключение к БТК удорожает для ЗАО «ЮКЖД» перевозки к черноморским портам. На уровне гипотетических идей есть также вариант разблокирования Турцией сухопутной границы с Арменией, после чего станет возможным выход железной дороги из Ирана через армянский Гюмри на турецкий Карс. Участок железной дороги Гюмри – Карс, по данным ЗАО «ЮКЖД», технологически работоспособен. Но он опять-таки не избавлен от барьеров, которые порождают политические риски.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions