+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2016 22:25:31
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в феврале 2016 г.

По данным ОАО «РЖД», сетевая погрузка в феврале 2016 года составила 95,2 млн т, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Основные тенденции, сформировавшиеся на рынке железнодорожных перевозок ранее, не претерпели значимых изменений: рост погрузки низкодоходных (и частично среднедоходных) грузов на фоне снижения высокодоходных пока сохраняется. 

По итогам февраля 2016 года на сети отмечена положительная динамика в сегментах погрузки угля (26,5 млн т, что на 2,7% выше февраля 2015 г.), стройгрузов (9,8 млн т, + 27,3%), зерна (1,8 млн т, + 20%), удобрений (4,3 млн т, + 4,9%), леса (3,3 млн т, +6,5%). Снижение в сегментах погрузки нефтепродуктов и черных металлов сохраняется. За февраль 2016 г. было погружено 20,6 млн т (-4,4%) и 5,7 млн т (-1,7%) соответственно. Отметим, что на улучшении результатов грузовой работы в нынешнем феврале сказался «лишний» день текущего високосного года: в прошлом году итоги месяца подводились по 28 суткам, а не по 29. Напомним, что в среднем за период 1-25 февраля 2016 г. суточная погрузка составляла 3 279,5 тыс. т, что на 1,2% выше планового показателя и лишь на 0,6% ниже фактического показателя аналогичного периода 2015 года.

Снижение в сегменте погрузки нефти и нефтепродуктов обусловлено развитием установившихся ранее трендов, связанных с падением цен на нефть. Так, мировые биржевые цены на нефть марки «Brent» по состоянию на 24.02.2016 г. упали на 7,7% по сравнению с концом декабря 2015 г.

Участники рынка также полагают, что одна из главных причин снижения погрузки нефтеналивных грузов заключается в сокращении объёмов нефтепереработки в стране. По мнению руководителя отдела маркетинга ТЛГ «Трансойл» Бориса Сабирова, это вызвано влиянием «налогового манёвра» в нефтяной отрасли, а также низкими котировками на мировом рынке энергоресурсов. Определённое влияние на погрузку, по его словам, оказал и запуск во втором полугодии 2015 года новых трубопроводных проектов (подключение Антипинского НПЗ к нефтепродуктовой трубе и Хабаровского НПЗ к нефтяной). В феврале 2016 года влияние аналогичного тренда - снижения рыночных цен и объемов производства - ощущали и металлурги. С начала 2016 года (на 19.02.16) средние цены на черные металлы в мире снизились (-2,1% к концу декабря 2015 г.), в России (на 24.02.16) индекс цен уменьшился на 1,3%, при этом снижение стоимости черных металлов на российском рынке отмечается еще с конца февраля 2015 г. Отсюда и результаты работы отрасли. В январе 2016 г. выпуск стали в стране снизился на 10,6% в годовом исчислении (-3,2% к декабрю 2015 г.), готового стального проката – на 12,6% (-5,9%), стальных труб – на 10,6% (-10,2%).

По прогнозам ПАО «Северсталь» в 2016 г. потребление стали в России снизится на 10% (к оценке на 2015 г.) - до 37 млн т. По данным АО «Транснефть», в 2016 году компания сократит закупку труб большого диаметра (ТБД) на 36% к уровню 2015 г. (до 426 тыс. т). Касательно перспектив экспорта отраслевые эксперты

полагают, что в 2016 году усилится влияние ограничительных мер нетарифного регулирования на экспортные поставки российской стальной продукции, вводимых другими странами. Так, помимо уже введенных в 2015 году рядом стран пошлин на импорт отдельных видов стальной продукции из России, Еврокомиссия (в феврале 2016 г.), а также Турция (в январе 2016 г.) ввели антидемпинговые таможенные пошлины на продукцию российских металлургов (Еврокомиссия – на холоднокатаный плоский прокат в размере от 19,8% до 26,2% от стоимости продукции; Турция – на горячекатаный прокат в размере от 9,42% до 13,66%).

При этом участники рынка положительно оценивают отмену экспортной надбавки на транспортировку металлургической продукции. «Думаю, что российские предприятия чёрной металлургии устраивает экспортная надбавка 0%, - считает советник председателя совета директоров ПАО «Северсталь» Сергей Нарышкин. По его словам целесообразно предоставить металлургам и скидку, поскольку рынок падает, а конкуренция растёт из-за поставок из Китая и Украины. «Доля транспортной составляющей с IV квартала 2015 года выше, чем была в конце 2014 года, - поясняет он. - По моим данным, сейчас это относится к экспорту чёрных металлов и железной руды».

Любопытно, что тренд на понижение, давно и прочно установившийся на мировом рынке угля (например, в феврале 2016 г. цены на европейском угольном рынке уменьшились на 10,5%), пока не сказался на объемах отгрузки этой номенклатуры на сети. Причиной долгосрочной тенденции снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство на фоне уменьшающегося спроса, в частности, со стороны КНР, европейских стран и США. По данным агентства «Xinhua», в 2015 г. внутренний спрос на уголь в Китае сократился на 4% ввиду отказа энергетических компаний от тепловых электростанций, работающих на угле, и переориентации на возобновляемые источники энергии из-за постоянно ужесточающихся экологических стандартов. По данным Правительства Китая, к 2018 г. в стране будет закрыто 4300 шахт с суммарным объемом производства около 700 млн т. угля в год. Таким образом, производство угля в стране к 2018 г. снизится на -18-20% к уровню 2014 г. По данным Таможенной службы Китая, в 2015 г. импорт угля в стране снизился на 29,9% в годовом исчислении, а в январе 2016 г. импорт угля в КНР уменьшился на 9,2% в годовом исчислении. По прогнозу информационного агентства «Металлоснабжение и сбыт», импорт коксующегося угля в Китай в 2016 г. снизится на 5,7% по сравнению с 2015-м.

Индия, являющаяся одним из крупнейших импортеров энергетического угля в мире, по данным Министерства энергетики Индии, в краткосрочной перспективе также может существенно сократить его импорт на фоне собственного наращивания объемов добычи, а также разработки и внедрения проектов по импортозамещению коксующегося угля. В случае их успешной реализации в среднесрочной перспективе Индия может сократить на 5-10% импорт продукции коксующегося угля. Однако у Индии есть и планы по наращиванию импорта металлургического угля, хотя темпы его ввоза снизятся. По оценкам экспертов, в 2016 г. объемы закупок могут увеличиться на 1% по сравнению с 2015 г. (рост

импорта данного сырья в Индию в прошлом году составил 23,9% к уровню 2014 г.).

Южная Корея и Тайвань также останутся перспективными развивающимися угольными рынками - к 2030 г. импорт угля в эти страны может достичь 150 млн. т и 80 млн т соответственно. В настоящее время на Китай, Японию, Республику Корея, Тайвань, Индию и Малайзию приходится более 40% всего российского экспорта угля. При этом перспективными рынками для российского экспорта угля являются такие страны, как Республика Корея, Япония, Германия, Италия, Индия, Малайзия.

По словам начальника управления по перевозкам и грузовой работе ОАО «Кузбассразрезуголь» Клавдии Колмогоровой, объем добычи угля в 2016 году компания снижать не планирует, оставшись на планке 2015-го – 44,5 млн т. А вот объем поставки в связи с нестабильной ситуацией на рынке энергоносителей пока прогнозируется ниже прошлогоднего уровня на 1,3 млн т. «Рынок диктует свои условия, и поскольку цена на уголь падает, нам необходимо повышать его качество, – отметила К. Колмогорова. – Поэтому 1 млн 380 тыс. т угля мы планируем перевезти на обогатительные фабрики, с которыми уже заключены договора».

Неблагоприятные тренды сохраняются и в сегменте производства стройматериалов. Так, объем работ, выполненных в РФ по виду деятельности «Строительство», в январе 2016 г. снизился на 4,2% по сравнению с январем 2015 года. Тем не менее, в сегменте погрузки стройгрузов в феврале 2016-го отмечен значительный прирост, который объясняется низкой базой прошлого года, а также рядом удачно реализованных регуляторами мер. В частности, благодаря лицензированию импорта щебня с августа 2015-го значительно сократился его импорт в РФ. «Данная мера положительным образом сказалась на деятельности российских предприятий», – считает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. При этом эксперт считает целесообразным предусмотреть возможность экономического стимулирования перевозок щебня посредством снижения тарифов в зимний непиковый период по договоренности с грузовладельцами. По оценкам ИПЕМ, это позволит ОАО «РЖД» в зимний период привлечь на освободившуюся инфраструктуру прочие грузы в размере 12 млн т и обеспечить дополнительный доход 4,5 млрд руб. (с учетом потерь от скидки летом). По мнению руководителя комиссии по железнодорожному транспорту, член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Андрея Громового, наиболее целесообразным было бы вносить изменения в тарифную политику в зависимости от сезонной динамики поквартально. «Так, в I квартале возможна скидка к тарифу до 10%», - полагает он.

На ход погрузки зерна в феврале повлияла достаточно благоприятная рыночная ситуация. С начала 2016 года (на 24.02.16) уровень биржевых цен на российскую"
экспортную пшеницу снизился (-7,1% к концу декабря 2015 г.). "Потенциальный объем экспорта прогнозируется на уровне 32,8 млн т зерна, - отмечает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Зайцев. - Эти цифры вполне реальны с учетом текущей конъюнктуры рынка и курсовой разницы. США действительно сейчас не является сильным игроком на рынке зерна. Единственная растущая в мире валюта это американский доллар, то есть свой продукт страна не может продавать дешево. Неудивительно, что на этом фоне, Штаты теряют своих покупателей, в то время как РФ может завоевывать новые рынки, экспортируя большие объемы". По его словам, говоря о перспективах, необходимо понимать, что это уравнение со множеством неизвестных. "Да, у российских компаний есть инфраструктурные возможности для вывоза больших объемов, и есть новые рынки сбыта, например, страны Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, - констатирует Е.Зайцев. - Но если цена судового фрахта снова вырастет, или укрепится рубль, или урожай будущего года будет хуже наших ожиданий, то и объемы экспорта будут пересмотрены в сторону их уменьшения".

Весьма позитивно можно оценить и развитие российского рынка минеральных и химических удобрений. По данным Росстата, объем производства минеральных удобрений в России в январе 2016 г. увеличился на 8,1% в годовом исчислении, а по прогнозу Минэкономразвития России (октябрь 2015 г.), в 2016 г. производство удобрений в стране может увеличиться на 3,2% (к оценке на 2015 г.). Статистику подтверждают и грузоотправители. Так, руководитель транспортного управления ОАО «Акрон» Александр Вязанко отмечает, что объёмы выпускаемой на предприятии продукции растут, а новые рынки сбыта осваиваются. «Сейчас на нашем заводе идёт строительство цеха по производству аммиака, – поясняет он. – Планируется отгрузка на железную дорогу в объеме около 500 тыс. т в год».

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions