+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.08.2015 15:14:22
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

ФГК передает большую часть собственного парка в аренду ОАО «РЖД»

Поиск оптимальной модели операторского бизнеса АО «ФГК», различные варианты которой в последние месяцы неоднократно анонсировались представителями компании, на сегодня завершился заключением агентского договора с перевозчиком. В соответствии с данным договором до 31 декабря 2016 года услуга по предоставлению полувагонов ФГК будет реализовываться через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) – филиал ОАО «РЖД».
 

Уточним, что по состоянию на 31 июля 2015-го вагонный парк АО «ФГК» насчитывает 150,1 тыс. ед. подвижного состава. В управление перевозчику передается большая его часть, при этом ФГК продолжит самостоятельно управлять оставшимся парком численностью 35,4 тыс. ед. (19,4 тыс. крытых вагонов, 10,3 тыс. платформ, 4,5 тыс. цистерн, около 1 тыс. полувагонов, 200 прочих вагонов).

Детали, связанные с коммерческой стороной данной услуги (например, по какой цене оператор будет передавать в аренду полувагоны перевозчику и в каких пределах может колебаться стоимость предоставления подвижного состава грузоотправителям), в ФГК не раскрывают. Однако представители оператора обещают, что технологическая эффективность управления парком повысится. По словам генерального директора АО «ФГК» Виталия Евдокименко, ситуация, сложившаяся на рынке предоставления подвижного состава, характеризуется нестабильностью, сохранением профицита и отсутствием предпосылок для повышения рентабельности операторского бизнеса, что негативным образом отражается на развитии рынка грузовых железнодорожных перевозок. «Агентский договор по предоставлению полувагонов как наиболее универсального подвижного состава призван обеспечить повышение технологической эффективности управления парком и сокращение операционных расходов», – заявляет он.


В ФГК также поясняют, что реализуемая модель предусматривает сохранение за АО «ФГК» прав на владение вагонами. Кроме того, в случае необходимости оператор оставляет за собой коммерческие функции по предоставлению полувагонов на территории СНГ и других иностранных железных дорог, организации всех видов ремонта и подготовке вагонов под погрузку.


С точки зрения перевозчика, данная модель операторского бизнеса создаст условия для эффективного использования полувагонов оператора, оптимизирует логистические схемы порожних вагонопотоков и гарантированно обеспечит грузоотправителей подвижным составом для вывоза продукции. «Развитая филиальная сеть ЦФТО позволит сформировать максимальный клиентский портфель, а также организовать оказание перевозочной услуги на принципах одного окна, что в целом положительно повлияет на повышение эффективности работы и рост уровня предоставляемого сервиса», – подчеркивает вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности Салман Бабаев.

Напомним, что в июне 2015 года ФГК предлагала создать на сети РЖД банк грузовых вагонов, куда предполагалось привлечь не менее 2/3 общего количества полувагонов на сети железных дорог (примерно 300 тыс. ед.) на условиях средне- и долгосрочной передачи их в аренду (1–2 года и 3–5 лет соответственно). Предполагалось, что участниками банка вагонов станут как крупные, так и небольшие собственники подвижного состава, а управляющая компания будет заключать договоры аренды с участниками банка и с ОАО «РЖД». Были обнародованы детали: предполагаемая банковская арендная ставка (400–500 руб./сут. за полувагон в зависимости от срока эксплуатации вагона) и ставка сдачи вагона потребителям (около 600 руб./сут. за полувагон). Отмечалось, что площадку для банка вагонов может предоставить и перевозчик, но при этом для участников должны быть созданы равные экономические условия в части регулирования вагонной составляющей. Однако идею с банком вагонов не одобрила ФАС.


«Сейчас у нас рынок покупателя, поэтому устанавливать фиксированную цену и предлагать ее клиентам неприемлемо», – подчеркнула заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталья Яковенко. В ходе обсуждения данной бизнес-модели представители РЖД, в свою очередь, отметили, что правовые условия для сбалансированной работы сети, в частности нормы, позволяющие эффективно управлять перемещением порожних вагонов, до настоящего момента полностью не прописаны. «Операторы распределяют вагоны между потребителями, а ответственность за их своевременную подачу и соблюдение сроков доставки грузов лежит на перевозчике, тогда как влиять на технологические решения он не может», – пояснила генеральный директор ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Елена Кунаева.


Идея консолидации универсального парка полувагонов на сети РЖД появляется не впервые. В 2011 году была предложена схема, названная агентской, а подвижной состав, управлявшийся таким образом, получил тогда название «парк АГ» – это были полувагоны, переданные под управление ЦФТО ОАО «РЖД». Второй попыткой стало создание парка ВСП. Фактически это были вагоны ФГК, а сам парк просуществовал примерно с конца 2011 – начала 2012 года по 31 декабря 2012-го. В 2013 году он был значительно сокращен, но небольшое количество вагонов (около 50 тыс. ед.) оставалось в нем вплоть до июля 2013-го. Затем РЖД и ФГК предлагали еще один вариант под названием «технологический аутсорсинг». Нынешняя попытка реализации идеи создания консолидированного парка является четвертой по счету. Однако сегодняшняя ситуация серьезно отличается от предыдущих тем, что ставки операторов лежат на самом дне (они упали до 350–400 руб. за полувагон в сутки), а некоторое количество парка в перевозках не задействовано.

По мнению заместителя председателя НП ОЖдПС Фарида Хусаинова, у идеи пула (в том виде, в каком ее реализовывали) есть как минимум два недостатка. «Первая проблема заключается в том, что с исчезновением собственника меняется система стимулов, которым подчиняется движение вагона, – поясняет он. – Как только на смену экономическим стимулам приходят технологические, последние начинают довлеть над первыми». Другая проблема, по словам эксперта, состоит в том, что идее консолидированного парка при ее воплощении в рыночных условиях присуще внутреннее фундаментальное противоречие, связанное с порядком деления прибыли между его участниками. Таким образом, успех заявленной бизнес-модели зависит как от уровня цен, так и от дизайна механизмов новой технологии. Однако даже при вполне рыночных ставках вопрос, связанный с принципом деления доходов между перевозчиком и оператором, останется. Ответ на него разработчики модели управления консолидированным парком ищут уже несколько лет. Если он будет найден, то появится и положительный результат.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions