+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2015 10:42:40
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Барометр двусторонних отношений

Отношения России с Западом ухудшились в связи с ситуацией в Украине. В конце июля прошлого года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний РФ перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции против нее: США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В итоге внешнеторговый оборот РФ за прошлый год снизился почти на 6% по сравнению с 2013-м, до $794 млрд. Как это отразилось на грузообороте с Финляндией, крупнейшим торговым партнером России?
 

Что касается Финляндии, то до обострения отношений удельный вес РФ составлял около 15% от всего финского внешнеторгового оборота. Следует отметить, что и Финляндия традиционно входила в число ведущих экономических партнеров нашей страны. Доля Суоми в товарообороте РФ обычно составляла 2–3%.

Россия и сейчас остается одним из лидеров среди торговых партнеров Финляндии. В общей сложности на российском рынке оперирует около 600 финских компаний. Однако после введения режима санкций ситуация стала меняться. С одной стороны, европейский бизнес стремится не потерять российский рынок. С другой – несмотря на долгую историю взаимоотношений итоги прошлого года не радуют. По данным эксперта по международному бизнесу Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) Анне Алхо, за 2014 год импорт из РФ в Финляндию упал на 18%, а экспорт – на 14%.

«Самая большая группа товаров, которую поставляет Россия в Финляндию, – это нефть (64,6% от всего объема импорта). Однако по итогам 2014-го ввоз данной продукции снизился на 22%», – комментирует А. Алхо. Наибольшее падение перевозок из Финляндии в РФ коснулось нефтепереработки (-35%) и продуктов питания (-25%). При этом на 39% вырос ввоз транспортных средств. В январе – феврале 2015 года экспорт из Финляндии в Россию упал на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, а импорт из России – на 28%.

ФРТП регулярно проводит опрос среди членов палаты. Согласно исследованию, проведенному осенью 2014 года, респонденты были настроены пессимистично. Они прогнозировали, что объем торговли между Россией и Финляндией будет сокращаться. Однако весной 2015-го эксперты ФРТП выяснили, что сейчас в торговле с РФ финны ориентируются на рост. «Опрос финских компаний показал, что больше всего европейский бизнес сегодня беспокоит нестабильность экономической ситуации в России. Хотя ранее на первом месте среди трудностей стояли сложности таможенного оформления», – комментирует А. Алхо.

Геополитические проблемы спровоцировали изменение грузопотоков и уход с российского рынка ряда европейских компаний. Но некоторые подстроились под новые обстоятельства. Например, компания Valio достаточно успешно переформатировала и отчасти даже расширила свое производство в России. Другой пример – Skaala. Эта компания открыла в марте собственный завод в Санкт-Петербурге по производству деревянных энергосберегающих окон.

Уже давно присматривается к российским портам паромный оператор Viking Line. Как отмечает вице-президент Viking Line Кай Таколандер, компания ждет, когда решится вопрос с инфраструктурой в портах Балтийского бассейна.

Пожалуй, больше всего в нынешней ситуации пострадал турбизнес. Падение туристического потока из России в Финляндию составило 15%, а на новогодние праздники – 30% по сравнению с предыдущим годом.

Однако в сфере грузовых перевозок намечаются новые варианты взаимодействия. Так, генеральный директор АО «Шенкер» Айвар Тауриньш считает, что сегодня идет активное развитие транзитного потенциала России для перевозки промышленной продукции из Китая, Ирана и других развивающихся рынков в Европу. Сейчас, по мнению А. Тауриньша, повышение эффективности перевозок становится главной задачей транспортников. «Российские экспортеры увеличивают поставки продукции, тогда как новые транспортные мощности не появились», – поясняет руководитель регионального представительства Stena Line в России, СНГ и Прибалтике Оскар Осис.

Если программа импортозамещения требует значительного времени и денег, то инновации в логистике внедряются быстро – и для этого необходимо гораздо меньше инвестиций. Они основаны на использовании уже готовых альтернативных решений и не нуждаются ни в привлечении инвесторов, ни в проведении научных исследований. Должно быть лишь стремление посмотреть на транспорт с точки зрения эффективности, а не привычки.

Приходится признать, что взаимные санкции и ухудшение экономики изменили объем и структуру перевозок грузов между Россией и странами ЕС. Однако участники международной торговли не теряют надежды. Они уверены, что ситуация изменится, а пока адаптируют свои производства и логистические цепочки к новым обстоятельствам. В ближайшие годы основной поток российского импорта будет по-прежнему идти через Финляндию, но со временем, как прогнозируют эксперты, наземные грузопотоки переместятся в страны Балтии.

Татьяна Симонова

Подробный материал читайте в печатной версии: Россия – Финляндия: искусство адаптации // РЖД-Партнер. 2015. № 10.
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions