+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.10.2015 16:33:11
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Сибирь – сердце Транссиба

Сибирь богата не только полезными ископаемыми, но и контейнерными терминалами. К тому же именно регионы Сибири и Алтая граничат с такими государствами, как Казахстан и Китай. По мнению президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, такой город, как Новосибирск, вполне может претендовать на звание хаба. Что для этого нужно? Об этом РЖД-Партнер и побеседовал с экспертом.
 

– Сергей Анатольевич, как Вы считаете, насколько в регионах развита инфраструктура по переработке контейнеров?

– Наиболее развитой инфраструктурой для этого обладает Новосибирский транспортный узел. Здесь работает три контейнерных терминала: «Клещиха» (принадлежащий ПАО «ТрансКонтейнер»), терминал «Евросиба» и комплекс группы компаний FESCO. Новосибирский узел сейчас показывает больший прирост объемов переработки контейнеров, чем в целом по России, в среднем на 5–6 п. п. в год.

По данным союза, сегодня внешнеторговый оборот Западной Сибири (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Красноярский и Алтайский края) составляет $17 млрд. Только у Новосибирской области торговый оборот с Казахстаном составляет более $500 млн. Конечно, Новосибирск как транспортный узел во многом обязан Транссибирской магистрали. Однако существенная часть грузов, поступающих в Санкт-Петербургский и Калининградский портовые комплексы, формируется или проходит через Новосибирск. Также он выступает опорной точкой логистической сети, обеспечивающей потребности экономики всей Западной Сибири. У нас имеется 746 тыс. кв. м высококачественных складов класса А и В, это 79% от всего объема аналогичных складов Западной Сибири. Для сравнения: в Красноярске этот показатель составляет только 89 тыс. кв. м. Такой город, как Новосибирск, уже сейчас может претендовать на звание хаба.

– Но несмотря на это основной грузопоток идет в Москву, а уже оттуда расходится по разным направлениям, в том числе и обратно, вглубь страны. Что, по Вашему мнению, может изменить такую ситуацию?

– Пожалуй, только внимание со стороны государства. Министерство транспорта РФ должно активнее отстаивать вопросы развития маршрутов в Китай и страны Юго-Восточной Азии именно через территорию РФ, в том числе включение в состав формируемых международных транспортных коридоров, ответвлений, проходящих по территории российских регионов.

Это не только позволит сохранить транзитный грузопоток, но и даст возможность существенно расширить грузовую базу данных коридоров.

– Предполагается, что Новый Шелковый путь будет проходить частично в обход России. По наблюдениям экспертов, уже сейчас возрастает объем перевозок из Китая в Центральную Россию через Казахстан. Как Вы считаете, с чем это связано?

– Товары из КНР идут по территории Казахстана, а затем поступают в Россию через Челябинскую и Оренбургскую области. Это обусловлено более низким железнодорожным тарифом, поэтому груз, в том числе и в контейнерах, идет по казахстанским железным дорогам в европейскую часть РФ. Этот маршрут может создать серьезную конкуренцию Транссибу на полигоне от Челябинска и восточнее, перетянуть на себя часть грузопотоков.

По мнению участников объединения, федеральными органами власти не в полной мере оцениваются возможные негативные последствия от реализации данного маршрута. Это может привести к существенным потерям грузопотока, федерального и региональных бюджетов, а также переориентации грузов с портов российского Дальнего Востока на китайские гавани. В результате чего негативный эффект получит не только РЖД, но и наши морские порты. Для того чтобы этого не допустить, в формируемые коридоры необходимо включить ответвление по маршруту Казань – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Барнаул – Казахстан – Китай. Это не только позволит сохранить грузопоток на территории России, но и даст возможность существенно расширить грузовую базу данных коридоров, аккумулировать и отправлять грузы из регионов Северного Урала и Западной Сибири в Казахстан и Китай, а также в обратном направлении.

Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири неоднократно поднимал этот вопрос, в том числе и на итоговой конференции форума «Транспорт Сибири – 2015» с участием министра транспорта РФ Максима Соколова. Мы предлагаем взять за основу панъевропейские коридоры, которые имеют значительное число ответвлений и позволяют существенно наполнять коридоры грузами.

– Эксперты считают, что увеличению транзитного грузопотока будет способствовать развитие Транссибирской магистрали и совершенствование сервиса ускоренных контейнерных поездов. Какие еще сегодня существуют преимущества транспортировки грузов по территории нашей страны?

– Я с этим полностью согласен. Однако параллельно требуется развитие и других маршрутов. Например, БАМа, Среднесибирского хода, создание железнодорожных обходов крупных городов. Дело в том, что провозные способности Транссиба в настоящее время имеют резервы, но они не бесконечны. А это значит, что для обеспечения скорости необходимо переводить часть внутрироссийского грузопотока, например угля, на дублирующие маршруты (а в некоторых случаях и создавать их). Только так, на мой взгляд, возможно формирование на Транссибе скоростной грузопассажирской магистрали.

Татьяна Симонова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions