+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.02.2016 15:08:44
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Приватизация в помощь

Планы о приватизации ряда крупнейших российских компаний озвучивались уже не раз. Однако в 2016 году об этом заговорили более чем серьезно и не для того, чтобы повысить конкуренцию на рынке, а только ради того, чтобы пополнить бюджет. Как приватизация таких компаний, как «Аэрофлот», «Совкомфлот», «Роснефть», «Башнефть», «Алроса» и «Российские железные дороги», может изменить ситуацию в транспортной отрасли?
 

Компании отпустят в свободное плавание

По разным оценкам, сегодня в стране не менее 50% компаний работает с госучастием, поэтому объекты для приватизации есть из чего выбрать.

Однако рейтинговое агентство Fitch по итогам аналитического исследования предупредило, что приватизация российских компаний может привести к сокращению акций государства до миноритарного пакета в ряде компаний и, следовательно, к ослаблению контроля над активами, а также спровоцировать пересмотр их рейтингов в сторону понижения.

Напомним, подготовленный кабмином план экономических действий на текущий год предусматривает подкрепление доходов федерального бюджета за счет приватизации части госактивов, список которых пока не определен. Предполагается, что в него войдут «Аэрофлот», «Совкомфлот», «Роснефть», «Башнефть», «Алроса», «Российские железные дороги» и др. По мнению участников рынка, приватизация этих и других не менее масштабных компаний ожидается уже в течение нескольких ближайших лет. Однако в настоящее время она может быть ускорена из-за экономического спада в России и низких цен на нефть. В Fitch полагают, что компании, вошедшие в список потенциальных приватизационных активов, стратегически важны для Российского государства. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, продажа части госпакетов в крупных российских компаниях возможна только при сохранении контроля над базовыми, стратегически важными предприятиями. Это может принести большую выгоду.

«Приватизация для наполнения казны в настоящий момент не сильно важна – сейчас есть достаточно много вариантов для покрытия бюджетного дефицита. Я думаю, ожидается, что в конечном итоге средства, полученные от предстоящих в этом году приватизационных аукционов, будут достаточно скромными по сравнению с размером бюджетного дефицита. Между тем главным преимуществом текущей приватизации может стать общий посыл бизнесу: процесс огосударствления, наблюдавшийся в последние годы, повернул вспять. Это будет означать, что власть заинтересована в сломе тенденции роста неэффективного государственного дирижизма и передаче большей инициативы в частные руки. При этом такой сигнал будет важен как для предпринимателей, так и для инвесторов», – считает начальник отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Константин Бушуев.

Авиаприватизация

Как подчеркнул исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, планы по приватизации «Аэрофлота» были озвучены давно, однако каких-либо новых параметров по реализации этого проекта так и не появилось. Именно поэтому, по его словам, комментировать данную тему сложно. Однако он полагает, что «получить сколько-то быстро дешевеющих рублей за недооцененные активы для наполнения казны – решение спорное, принять его можно только в отчаянной ситуации». Поэтому, по его мнению, план приватизации «Аэрофлота» будет поэтапным.

«Последовательность шагов определена, и нет смысла от этого плана отступать. Однако время приватизации стоит выбирать исходя из той цены, которую можно будет выручить», – пояснил О. Пантелеев.

Отметим, что ранее генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев уже заявил СМИ, что смысла приватизировать компанию в 2016 году он не видит. Если в 2014-м авиаперевозчик стоил $3 млрд, то сегодня – $740 млн. Поэтому, по словам гендиректора «Аэрофлота», больших денег от приватизации сейчас компания не получит.


«В принципе, не будь у авиаперевозчика высокой социальной нагрузки, он бы сохранял прибыльность и высокую стоимость акций. Напомню, что «Аэрофлот» в III кв. прошлого года показал высокую эффективность, а в IV кв. снизил ее из-за того, что начал спасать пассажиров «Трансаэро», – поясняет О. Пантелеев.


Однако эксперт полагает, что правительство, имея в «Аэрофлоте» акционерный рычаг, может сегодня решать свои социальные задачи директивным методом. «Будет ли это возможно в случае приватизации? Сомневаюсь. Удастся ли от продажи актива выручить больше средств, чем затем придется потратить на субсидирование? Тоже маловероятно», – рассуждает О. Пантелеев.

Как выход на рынок монополиста может изменить ситуацию в отрасли? Представители других авиакомпаний отказываются комментировать эту тему. По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, приватизация контрольного пакета «Аэрофлота» могла бы внести изменение в принципы управления компанией, если бы он попал в руки заинтересованному стратегическому инвестору. Однако об этом речь еще не идет. «Аэрофлот» пока не исключен из перечня стратегических предприятий, а на совещании по вопросам приватизации, прошедшем 1 февраля 2016 года, президент РФ заявил, что Россия не должна потерять контроль над стратегическими предприятиями в результате продажи госактивов. «Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства», – сказал Владимир Путин.

«Учитывая, что в «Аэрофлоте» госпакет уже сейчас близок к контрольному и составляет 51,17% капитала, речь может идти о приватизируемом пакете размером менее 1,17%. Такой объем изменений никак не повлияет на ситуацию в отрасли», – комментирует А. Калачев.

Вперед, к рыночным отношениям

В свою очередь, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев отметил, что приватизация была бы очень хорошим сигналом для бизнеса. «Государство приветствует честную конкуренцию, открывает возможности для частного бизнеса, серьезных инвестиций. И этим поддерживает долгосрочный устойчивый экономический рост», – заявлял он СМИ.

Конечно, как подчеркнул А. Калачев, большую пользу принесли бы компаниям новые инвестиции. «С точки зрения интересов развития компаний выгоднее размещать новые выпуски ценных бумаг, чем приватизировать доли, имеющиеся у государства», – считает он.

Однако, по словам К. Бушуева, и приватизация госкомпаний может дать толчок к росту их эффективности, прозрачности управления, повышению привлекательности для инвесторов и улучшению инвестиционного климата в стране в целом. «Кроме того, в условиях финансовых санкций разгосударствление компаний и банков, находящихся под запретом, по сути, будет выводить их из-под режима санкций. Пополнение бюджета от приватизации в данном случае тоже является позитивным моментом, но, скорее, менее важным. Для некоторых компаний (например, «Совкомфлота») это будет первым выходом на рынки акционерного капитала. Потенциально негативными моментами приватизации могут стать заниженные в условиях низких цен на нефть суммы вырученных от инвесторов средств. Поэтому вполне логично предположить, что государство будет выполнять планы приватизации поэтапно, постепенно сдвигаясь к периодам более выгодной рыночной конъюнктуры», – заключает он.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions