+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.06.2016 14:21:19
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Приморье планов

В последние 5 лет в портах Дальнего Востока постоянно увеличивались объемы перевалки контейнеров. Грузооборот между странами ЕС и АТР также постоянно растет, пусть и меньшими темпами в последние 2 года. Усилятся ли эти тенденции с запуском международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»? Смогут ли данные МТК увеличить транзитный грузопоток?
 

От слов к делу

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил до 25 июля представить итоговую концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

«Минвостокразвития, Минтрансу и МИД проработать возможность заключения межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой о развитии международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», – говорится в размещенном на сайте кабмина сообщении о решениях по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Реализация проектов международных транспортных коридоров позволит ежегодно увеличивать валовой региональный продукт Приморского края на 4–5%, их грузооборот к 2030 году может составить 45 млн т. Создание МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в общей сложности в 300 млрд руб. постепенных вложений в инфраструктуру и развитие до 2020-го. «Наиболее готов сегодня коридор «Приморье-1» из провинции Хэйлунцзян в Находку. Там требуется инвестиций около 10 млрд руб. до 2020 года, для того чтобы он значительно увеличил свою пропускную способность», – комментировал ранее глава Минвостокразвития Александр Галушка.

По его словам, инвестиции в инфраструктуру прежде всего должны быть частными. Он полагает, что инвесторы, вкладываясь в проекты, смогут заработать 10–15% годовых. По мнению руководителя проектов по оценке направления «финансовый консалтинг» группы компаний SRG Татьяны Козловой, при реализации подобных проектов наиболее благоприятным результатом государственно-частного партнерства должно стать: со стороны государства – создание необходимых условий для реализации проекта, со стороны бизнеса – развитие логистических комплексов и управление бизнес-процессами.

Планируется, что транспортный коридор «Приморье-1» свяжет приграничный китайский город Суйфэньхэ, ст. Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. Согласно мнению отраслевых аналитиков, преимущества МТК «Приморье-1» – сокращение транзитного времени, оптимальная стоимость доставки, прямой морской линейный сервис в обход транзитных портов. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через российские порты на востоке Приморья. На целом ряде автодорог этого транспортного маршрута уже идут работы по модернизации и реконструкции за счет краевого и федерального бюджетов.

Отметим, что РЖД-Партнер писал о том, как по данному маршруту прошли первые контейнерные грузы.

Летом 2015 года в адрес ООО «Восточная стивидорная компания» по железнодорожному маршруту из Суйфэньхэ через пограничный пункт пропуска Гродеково было перевезено 126 TEU.

«Приморье-2» соединит порты юго-запада Приморья – Посьет, Зарубино и Славянка – с провинциями Китая, что позволит быстро доставлять грузы с северо-восточных территорий КНР в юго-восточные провинции Китая, а также страны АТР и в обратном направлении. Цель создания МТК «Приморье-2» – развитие морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных грузовых и пассажирских перевозок.

Экономически эффективное направление развития включает расширение инфраструктуры порта Зарубино (в условиях ПОЭЗ с созданием крупного транспортного узла с функциями порта-хаба), возобновление железнодорожного сообщения до границы с КНР (железнодорожный пограничный переход Махалино) и далее до Хуньчуня. В реализации этого проекта уже участвуют группа компаний «Сумма» и целый ряд китайских компаний. Например, подписано соглашение между приморской ГК «Транзит-ДВ» и китайской компанией по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь» о том, что партнер из КНР станет инвестором международного транспортного коридора «Приморье-2».

На правительственном уровне отмечают, что МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» – еще один инструмент в линейке механизмов ускоренного развития ДФО. Более совершенная транспортная инфраструктура Приморья даст толчок развитию и внутрироссийских перевозок. Так, сегодня суда из Владивостока, Находки и других приморских портов доставляют грузы на Камчатку и Чукотку.

Риск оправдан?

«Приморье-1» и «Приморье-2» – самый короткий путь из АТР в Европу с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Эти конкурентные преимущества, по мнению экспертов, и могут сделать проекты перспективными. Уже сейчас к транспортно-логистическому комплексу края проявляют интерес Япония и Республика Корея. Целый ряд стран АТР также готовы использовать потенциал Приморья.

«Темпы реализации проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» слишком медленные. Что тормозит? На реализацию проектов требуются очень серьезные финансовые вложения – десятки и сотни миллиардов рублей. В нынешней финансовой ситуации бюджету сложно тянуть такие суммы. С момента кризиса стало понятно, что один из выходов – привлечь в проект частных инвесторов. За счет реализации этих проектов улучшатся условия трансконтинентальных транзитных международных грузоперевозок, а также появятся новые рабочие места и социальные объекты», – полагает руководитель отдела продаж группы «Транспореон» Руслан Воронцов.

По мнению старшего аналитика АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, реализация проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» может столкнуться с глобальными рисками. Например, с замедлением роста мировой торговли и экономики Китая, которое, в свою очередь, может отразиться на объемах грузов, потенциально привлекаемых для перевозки по данным коридорам. Кроме того, спад экономики России, сокращение инвестиций в инфраструктуру и уменьшение объемов в строительном секторе не добавляют оптимизма. «Если год назад оценки по инвестициям в проект озвучивались в размере 200 млрд руб., теперь это уже 300 млрд руб., то есть рост в 1,5 раза», – комментирует он.

По словам эксперта, коридоры призваны привлечь контейнерные и продовольственные грузы (зерно). «Сейчас транзит через порты России составляет 45–50 млн т в год, значит, согласно проекту общероссийский транзит вырастет в 2 раза. Что касается контейнерных грузов, то 22 млн т можно примерно принять за 2,2 млн TEU – это 65% текущего контейнерооборота РФ. Такие показатели в текущих условиях выглядят амбициозно и требуют более тщательной предпроектной подготовки», – полагает К. Никода. Он отмечает: главное, чтобы не получилось так, что вся работа будет проведена, а необходимость в данном транзите исчезнет, например, из-за смены географии грузопотоков.

Помимо всего прочего, Д. Медведев поручил Минтрансу, Минвостокразвития, Минэнерго, ОАО «РЖД» и администрации Приморского края доработать в ближайшие месяцы план-график создания и модернизации инфраструктуры, которая необходима для развития международных транспортных коридоров. Однако создания одной лишь инфраструктуры, по мнению участников рынка, недостаточно. Эксперты напрямую связывают эффективность проектов с устранением административных барьеров, препятствующих свободному передвижению грузопотоков на пограничных постах. Кроме того, необходимо совершенствовать сервис и наращивать скорость доставки.

Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions