+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.06.2015 12:33:02
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Речной транспорт держится на плаву

Вопреки ожиданиям, по данным Росстата, за 4 месяца 2015 года по внутренним водным путям было перевезено 10,2 млн т грузов, что на 3,1% превышает показатели прошлого года за аналогичный период. 

Ранее Министерство экономического развития прогнозировало, что снижение грузовых перевозок внутренним водным транспортом составит 1,8%. Однако первые результаты работы превзошли ожидания. Несмотря на то, что темпы роста объема перевозимых грузов по рекам РФ замедлились, тем не менее показатели выше уровня прошлого года. Так, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, объем грузоперевозок на внутренних водных путях РФ с начала навигации 2014-го (январь – апрель) составил 9,7 млн т, что на 32,3% превышает показатель аналогичного периода 2013 года. В текущем году с января по апрель во внутреннем сообщении объем перевозок грузов увеличился практически на четверть (+25,5%), а вот в экспортно-импортном – упал (-5,1%). Нельзя не отметить, что, несмотря на положительную динамику, темпы роста объема перевозок в прошлом году значительно превышают первые результаты текущего года. Основной прирост показали грузовые перевозки во внутреннем сообщении – на 96,9%, в экспортно-импортном – на 18,6%. Надо сказать, что падение экспортно-импортных грузопотоков произошло не только на речке, но и на сети железных дорог. От ввода взаимных санкций и колебания курсов валют пострадали и автоперевозчики, и морские линии.

Участники рынка отмечают, что увеличению перевозок по внутренним водным путям сегодня мешает недостаточно развитая инфраструктура. В пресс-службе Росморречфлота поясняют: основная причина в том, что прошлогодняя навигация проходила в условиях низкой водности – и в этом году, несмотря на принимаемые меры, уже с начала навигации вводятся ограничения по осадке судов. «Уровни воды ниже проектных значений в 2014 году были зарегистрированы в 13 бассейнах на протяжении порядка 18 тыс. км внутренних водных путей (кроме Беломорско-Онежского и Обь-Иртышского бассейнов). С начала навигации и до ее окончания из-за аномально низкой приточности воды в верхневолжские водохранилища (в том числе Рыбинское и Горьковское) на участке Волги от г. Балахны до шлюзов Городецкого гидроузла судоходство осуществлялось в крайне сложных гидрологических условиях», – подчеркивают в ведомстве.

Аномально низкая водность наблюдается и в 2015 году. Особенно остро это уже проявляется на участках Единой глубоководной системы европейской части России – Волги (в районе Городца) и Нижнего Дона. По данным Росморречфлота, на этих участках будут вводиться ограничения по осадке судов. К сожалению, данная ситуация повлияет на снижение провозной способности флота и в результате может привести к потере определенного объема грузов. На внутренних водных путях Сибири и Дальнего Востока также прогнозируется низкая водность на реках Енисей, Иртыш, Ангара и даже озере Байкал. В то же время, как отмечают в Росморречфлоте, планируется довести гарантированную глубину на Волге в районе Городца до 4 м путем строительства Нижегородского низконапорного гидроузла, повысить глубины на Нижнем Дону за счет создания Багаевского низконапорного гидроузла и решить стратегическую задачу по строительству вторых ниток Волго-Донского водного пути.
Отметим, что в 2015-м президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений по переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на водный. Правительство еще в прошлом году утвердило новые нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. «В 2018 году мы должны перейти на полное финансирование за счет средств федерального бюджета. Данная мера позволит улучшить качественные характеристики ВВП и повысить рентабельность внутреннего водного транспорта, что, в свою очередь, приведет как к привлечению новых объемов грузов, так и к переключению грузопотоков с других видов транспорта», – поясняют в Росморречфлоте. При этом нельзя забывать, что ключевой особенностью речных перевозок является сезонность. При планировании грузоперевозок транспортно-логистические компании и грузовладельцы должны учитывать ограничения по срокам открытия и закрытия навигации.

Участники рынка отмечают, что в этом году, несмотря на негативные факторы, все-таки есть предпосылки для улучшения ситуации: активизация строительных работ в крупных городах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года в России. Также в рамках поручений президента РФ при создании равных условий для деятельности всех видов транспорта возможно переключение части грузопотока на внутренние водные пути. Аналитики полагают, что во многом рост грузооборота на ВВП будет зависеть от благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке зерна и нефтепродуктов. Также росту речных перевозок способствует повышение стоимости других видов перевозок.

Нельзя не отметить, что водный транспорт является не только экологичным, но и экономичным, однако сегодня в России не используют весь его потенциал. В отличие от железнодорожного или автомобильного транспорта, суда не стоят в пробках. Также на водных путях нет ремонта, брошенных поездов и ограничений по габаритности груза. Отказаться от речного флота наша страна не сможет никогда, потому что есть огромные территории и регионы, куда добраться можно только водным транспортом. Но и оснований надеяться на существенный рост в ближайшей перспективе пока нет – возможности судовладельцев ограничены пропускной способностью ВВП и состоянием отечественного речного флота.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions