+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2015 11:57:31
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Вагоностроение в замешательстве

В настоящее время производство грузового подвижного состава в РФ и странах СНГ находится на крайне низком уровне. Начавшееся в 2013-м снижение объема выпуска вагонов в нынешнем году только усугубилось. По данным ИПЕМ, по сравнению с прошлым годом производство снизилось более чем на 60%. (подробности online


Грузовое вагоностроение переживает отраслевой кризис перепроизводства. Отрасль теряет объемы производства уже не первый год. Тенденция снижения наметилась еще в 2012-м, когда активный спрос со стороны операторов стал угасать, и продолжилась в 2013 году, когда рынок потерял 15% (было выпущено только 59 тыс. вагонов). Снижение объемов производства в прошлом году лишний раз подтвердило этот тренд. При этом объемы выпуска растут уже второй год только в сегменте инновационного подвижного состава. По итогам прошлого года в целом объем производства подвижного состава снизился на 9% и составил 54,5 тыс. ед.


Тенденция падения продолжилась и в текущем году. В апреле выпуск грузовых вагонов заводами СНГ составил 2,2 тыс. ед., что на 25% ниже марта 2015 года и на 69% – апреля 2014-го. Фактически многие предприятия вагоностроительной отрасли до сих пор находятся на грани полной остановки, так как не смогли решить проблемы финансирования и спроса на свою продукцию. Ряд заводов вынуждены полностью остановить отгрузку вагонов.

По данным ведущего эксперта-аналитика Института проблем естественных монополий Григория Зобова, в стране сегодня действует 25 вагоностроительных предприятий, на которых работает 37 000 человек. За 5 месяцев 2015 года падение объемов производства грузовых вагонов по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 62%. Особенно показательны были результаты I квартала.

Согласно показателям «пессимистического» сценария развития отрасли, которые привел на Петербургском экономическом форуме первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин, производство грузовых вагонов в этом году может составить чуть более 25 тыс. единиц. Для сохранения компетенций в вагоностроении необходимо выпускать порядка 40 тыс. вагонов в год.

Избыток производственных мощностей и профицит парка негативно влияют не только на работу изготовителей, но и на отрасль в целом.

«Рост экономики напрямую зависит от развития сети железных дорог и снижения транспортных издержек. А последнее, в свою очередь, позволяет сформулировать требования, предъявляемые к подвижному составу, которые можно свести к единому постулату – использование вагона должно быть экономически выгодно для всех участников перевозочного процесса», – утверждает старший вице-президент – главный инженер АО «СГ-транс» Сергей Калетин.

Снижение объемов перевозок заставляет владельцев грузового подвижного состава отставлять от работы и перераспределять свой рабочий парк. У каждой компании, занимающейся перевозкой грузов, существует план обновления подвижного состава. Однако сегодня спрос на новые вагоны невелик, а загружать производственные мощности и продолжать насыщать кэптивные компании новыми погрузочными ресурсами в прежних объемах предприятия уже не могут себе позволить.


Причин у отрицательной динамики несколько, но сейчас на первый план вышло снижение объемов перевозки грузов по железной дороге, ставшее заметным в 2013 году. Тогда по отношению к 2012-му погрузка на сети упала на 2,8%, в прошлом году снижение составило 0,8%, по итогам мая 2015-го перевезенные объемы оказались на 3,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В итоге количество востребованных единиц техники стало снижаться пропорционально объемам предъявляемых грузов, а значительная часть парка и вовсе оказалась не у дел.


Второй фактор низкого спроса на новые вагоны – эксплуатация на сети большого количества устаревшей техники с продленным сроком службы. На сегодняшний день истекший срок службы имеет порядка 25% всего парка. В ближайшие 5 лет подойдет к концу срок службы еще у 100 тыс. вагонов.

Наконец, в связи с ростом цен в металлургии операторы отмечают, что и стоимость грузовых вагонов увеличилась на 15–20% относительно начала 2015 года и на 25% к уровню 2014-го, что также не способствует спросу.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions