+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2016 11:28:38
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Пригородные перевозки: 15 лет без забот

Правительство РФ сделало подарок гражданам России и продлило действие льготного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении до 2030 года. По мнению экспертов, всех проблем в отрасли данное послабление не решит, однако поможет избежать сокращения маршрутов. И, как отмечают представители непосредственно пригородных компаний, даже позволит улучшить качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта, а также создаст предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновление парка подвижного состава.
 

Постановление окрыляет

Правительство РФ до 31 декабря 2030 года продлило тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Об этом свидетельствует постановление, размещенное на сайте кабмина.

«Подписанным постановлением коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» в пригородном железнодорожном сообщении, установлен на долгосрочный период (до 31 декабря 2030 г.)», – говорится в сообщении. Документ также предусматривает полную компенсацию потерь в доходах РЖД от установления такого коэффициента. Отмечается, что данные меры позволят обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты, а также приведут к обеспечению безубыточности работы пригородных пассажирских компаний в долгосрочной перспективе.

«Принятое решение будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты», – говорится в постановлении.

Напомним, что скидка 99% на услуги инфраструктуры при перевозке пассажиров в пригородном сообщении в России применяется с 2011 года с соответствующей компенсацией выпадающих доходов владельца инфраструктуры из федерального бюджета. В 2016-м предусмотренный федеральным бюджетом размер поддержки составляет 37,1 млрд руб. Однако до текущего момента решения о предоставлении указанной скидки принимались каждый год с установлением срока ее действия не более одного года. В документе подчеркивается, что в целях сокращения нагрузки на региональные бюджеты и обеспечения безубыточной работы пригородных пассажирских компаний постановлением правительства от 17 октября 2011 года был установлен льготный тариф в виде коэффициента 0,01. «Действие льготного тарифа ежегодно продлевалось постановлениями правительства», – указывается в справке к документу. Как сообщалось ранее, установление льготного тарифа для перевозчиков за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта и введение нулевой ставки НДС для пригородных пассажирских компаний позволили снизить расходы пригородных пассажирских компаний в 2015 году на сумму около 8 млрд руб. На компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от льготного тарифа из федерального бюджета было выделено около 34 млрд руб. В 2016-м на эти цели запланировано порядка 37 млрд руб.

Вагон проблем

Напомню, пригородный железнодорожный комплекс ежегодно перевозит более 900 млн пассажиров, около 65% из которых приходится на Москву и Московскую область. В целом сообщение осуществляется между 5 тыс. станций по всей России. При этом для многих населенных пунктов альтернативы железнодорожному транспорту нет.

«В последние несколько лет проблемы организации и финансирования перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении неоднократно привлекали внимание органов исполнительной власти на разных уровнях, а также средств массовой информации. Из-за недостатка финансирования в 2012–2014 гг. было отменено более 900 поездов, в начале 2015 года едва не были остановлены еще 300. Это вызвало волну социальной напряженности и требование президента страны немедленно восстановить пригородное сообщение по всей территории Российской Федерации», – напомнил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

В результате в 2015 году федеральными органами исполнительной власти была проведена системная работа по стимулированию конструктивного взаимодействия между властями субъектов РФ и пригородными пассажирскими компаниями и стабилизации ситуации с пригородными пассажирскими перевозками. Это в совокупности со скидкой на услуги инфраструктуры в размере 99%, по словам Ю. Саакяна, позволило пригородному пассажирскому комплексу закончить год на уровне, близком к безубыточному. «Основным препятствием к сохранению достигнутых результатов и развитию пригородных перевозок был временный и краткосрочный характер принятых мер и решений, включая решение о предоставлении скидки на услуги инфраструктуры. Сейчас, на фоне появившихся признаков равновесия в отрасли, нормативное закрепление действия основного инструмента поддержки пригородного пассажирского комплекса является весьма своевременным и очень важным с точки зрения обеспечения стабильности и предсказуемости деятельности пригородного железнодорожного комплекса, а также возможности его развития», – считает генеральный директор ИПЕМ.

По его словам, принятое решение позволит пригородным пассажирским компаниям вырабатывать долгосрочную стратегию, планировать свою инвестиционную деятельность, вести конструктивный диалог с банками и лизинговыми компаниями, в том числе по вопросам приобретения подвижного состава.

Большие надежды

Согласно данным ОАО «РЖД», в 2015-м в пригородном сообщении было отправлено в общей сложности 926,5 млн пассажиров, что на 4,2% меньше, чем годом ранее. Несмотря на отрицательную динамику пассажиропотока, результат Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) оказался намного лучше, чем в пригородном комплексе в других регионах России, где падение было значительно сильнее. Всего в РФ работает 26 пригородных пассажирских компаний, но свыше 60% перевозок обеспечивает Центральная ППК, оперирующая в 11 регионах страны. Таким образом, без учета пассажиропотока ЦППК пригородные перевозки пассажиров в России сократились на 8,9% к уровню прошлого года. В сравнении объемом перевозок 2014-го пассажиропоток ЦППК снизился на 1,4%, или на 8,2 млн человек. Пассажиропоток в пригороде уменьшается второй год подряд. Напомним, что в 2014 году общее снижение составляло 0,2%, хотя в 2013-м наблюдался рост на 2,8% в годовом исчислении. В последние годы вопрос обеспечения пригородных железнодорожных перевозок пассажиров стал одним из самых актуальных для правительства РФ, поскольку снижение объемов происходит не столько из-за падения спроса на перевозки, сколько из-за сокращения объемов компенсации со стороны региональных бюджетов пригородным пассажирским компаниям. Перевозчики, в свою очередь, вынуждены уменьшать объемы движения по финансовым причинам, в силу убыточности регулируемых региональными властями тарифов. Благодаря целому ряду организационных и налоговых решений, предпринятых правительством начиная с 2014 года, к концу 2015-го пригородный комплекс практически достиг показателей, близких к безубыточности текущей деятельности. Несмотря на все усилия, по данным ОАО «РЖД», за первую половину 2016 года в пригородном сообщении было перевезено 438,5 млн человек, что ниже уровня аналогичного периода 2015-го на 1,1%. Обеспечение льготного периода на 15 лет, по словам отраслевых аналитиков, – это верный шаг на пути к обеспечению стабильности и возможности развития пригородного пассажирского комплекса. По мнению самих пригородных компаний, льготный тариф позволит постоянно улучшать качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. «Гарантированная на длительный период льготная ставка 0,01 к тарифу на использование железнодорожной инфраструктуры – одна из ключевых мер государственной поддержки пригородного комплекса наряду с нулевой ставкой НДС и долгосрочными контактами на перевозку пассажиров», – считает исполнительный директор ОАО «Центральная ППК» Максим Дьяконов.

По его словам, эти меры служат фундаментом для реализации долгосрочной программы развития, создают предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновления парка подвижного состава. «В конечном счете все это позволит постоянно улучшать качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта», – уверен он.

Мировая практика

В различных государствах модели организации пригородных железнодорожных перевозок отличаются в основном структурой собственности компаний-перевозчиков и степенью участия государства в организации и финансировании перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В мировой практике такие перевозки признаны планово-убыточным видом деятельности. Для их функционирования и развития требуется финансовая поддержка. В тех государствах, где прекращена практика перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, обязательно осуществляется финансовая поддержка за счет государства. Там, где такая поддержка была прекращена, перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении были либо остановлены совсем, либо претерпели существенное сокращение и находятся на грани выживания.

По данным ИПЕМ, в последнее время объем рынка пригородных перевозок железнодорожным транспортом в Германии стабильно растет, превышая темпы роста рынка перевозок в пригородном сообщении в целом. Пассажирооборот в период с 2000 по 2014 год увеличился на 36% на фоне общего роста пассажирооборота в пригородном сообщении на всех видах транспорта на 7%. Тенденция роста отмечалась и по показателю количества перевезенных пассажиров, который за аналогичный период увеличился также почти на 36%. В России за тот же период количество перевезенных пассажиров в пригородном сообщении сократилось на 25%, пассажирооборот – на 36%. При этом на полигоне Московского транспортного узла, на котором осуществляется 65% всех пригородных перевозок, наблюдается увеличение пассажиропотока (с 2005 по 2014 год количество отправленных пассажиров увеличилось на 14%).

Отметим, что именно в Германии осуществляется долгосрочная поддержка данного вида перевозок. «В этой стране ежегодный размер компенсаций, предоставляемых пригородным железнодорожным перевозчикам из федерального бюджета, достигает €5,7 млрд, при этом размер поддержки и темпы ее индексации законодательно закреплены сроком на 15 лет», – добавляет Ю. Саакян.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions