+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.02.2016 16:31:49
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Керченский мост потребует позаботиться о безопасности мореплавания

По оценкам экспертов, ускоренное строительство Керченского моста может привести к проблемам, связанным с обеспечением безопасности в акватории залива.
 

Мост нужен, но какой ценой?

Целесообразность сооружения моста в Крым обосновывается тем, что в среднем за сутки через пролив перевозят свыше 5,4 тыс. пассажиров и 2,1 тыс. машин. На линии Кавказ – Крым курсирует 4 парома. Спрос на их услуги растет. При этом Керченская паромная переправа зимой, весной и осенью довольно часто работает в условиях штормовых предупреждений.

Мост для связи Крыма с материковой частью РФ пытались построить и ранее. Однако осуществить эти проекты мешали геологические проблемы, нестабильная погода и сильное течение в акватории. А после окончания Второй мировой войны через Керченский пролив даже соорудили железнодорожную переправу. Правда, в конце февраля 1945 года лед, нагнанный ветром из Азовского моря, разрушил сразу 42 опоры моста. И сооружение решили не восстанавливать.

Кроме того, как напомнил заведующий кафедрой геоэкологии Крымского федерального университета Анатолий Пасынков, Керченский пролив необычен. В нем отмечены сейсмичность и тектоническая активность. А в районе косы Чушка действуют два вулкана.

Такая обстановка и в предыдущие годы заставляла повышенное внимание уделять вопросам природоохраны. Как полагает директор отделения географического факультета Черноморского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова Евгений Игнатов, сейчас они в основном решены. По его словам, выбранная трасса строительства – самое благоприятное место для прокладки перехода из всех ранее рассмотренных вариантов.

«Чтобы свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду, строительство должно вестись в соответствии с законом и нормативами, указанными в требованиях по оценке воздействий на окружающую среду (ОВОС). Общественный контроль в данном проекте дополняет государственный. Для этого при Минприроды России создан экспертный совет и общественная экспертиза», – пояснил Е. Игнатов.

Однако есть и другие вопросы, связанные с обеспечением безопасности в акватории Керченского пролива. На данный момент «Главгосэкспертизой» одобрены только основные проектные решения. При этом многие детали остаются пока за кадром. Это следствие нового подхода, который в данном случае был продемонстрирован при регламентации процедур сооружения столь крупного и дорогостоящего объекта.

Ранее подрядчики жаловались на то, что «Главгосэкспертиза» уже на начальных этапах требовала прояснить все нюансы в проектах, включая стандарты для материалов, которые предполагается использовать в дальнейшем при строительстве. Теперь многие вопросы решаются поэтапно – по мере реализации предыдущих стадий проектирования.

Жесткий график строительства

Например, в Керченском проливе еще до получения заключения «Главгосэкспертизы» стали сооружать рабочие мосты, с помощью которых должны выполняться технологические операции в акватории. Судя по данным, полученным от директора по строительству транспортного перехода через Керченский пролив ООО «Стройгазмонтаж» Леонида Рыженькина, эти конструкции помогут сократить простои оборудования и выдержать график строительства. Такие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении морского фарватера.

При этом фронт работ пока не затрагивает акваторию Керчь-Еникальского канала, по которому суда курсируют между Черным и Азовским морями. Причем, по сведениям Росморречфлота, в январе 2016-го зафиксировано увеличение проходов через этот канал более чем в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А это 3629 рейсов, из которых каждый четвертый – транзитный.

«Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства, за исключением небольшого промежутка времени в будущем, когда будут выполняться технологические операции по установке арок судоходного пролета»,– рассказал заместитель главного инженера ФКУ «Упрдор «Тамань» Дмитрий Данько.

Тем не менее приказом Минтранса все-таки введены некоторые ограничения для судоходства только на двух участках акватории, которые проходят по трассе строительства будущего моста. Следует отметить, что в зоне строительства моста работают 10 морских барж и плавучих кранов, которые заняты обустройством свайного основания. В период, когда строители начнут надвижки продольных 500-метровых мостовых ферм с помощью плавсредств, концентрация флота в заливе только увеличится.

Спасатели просят помощи

У специалистов вызывает сомнения то, что до сих пор в обеспечении безопасности мореплавания остается множество организационных пробелов. Напомним, что ранее в заливе действовала своя морская аварийно-спасательная служба. Сейчас ее статус до конца не уточнен, как и то, кто именно должен отвечать за гидрографические работы и постановку боновых заграждений в случае разливов нефти.

Не ясен круг обязанностей аварийно-спасательного подцентра. Да и его технические возможности на море на данный момент ограниченны. Так что на практике при авариях судам подмогу придется ждать из Новороссийска, на который фактически и замыкаются керченские спасатели.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что при строительстве существуют риски натолкнуться на старые снаряды и глубинные бомбы, которые, как выясняется, на дне акватории не редкость. При достаточно интенсивном судоходстве и активной работе плавкранов в период зимних и весенних штормов ситуация выглядит тревожной.

Также до конца непонятно, как будет в Керченском заливе организовано судоходство плавучих буровых установок, которые работают летом в морской полосе, а зимой возвращаются на ремонт к берегу. Кстати, их высота порядка 50 м, а пролетная конструкция судоходной части моста предусмотрена на пропуск судов высотой 35 м.

Как утверждают специалисты, в целом порты и портопункты Крымского и Таманского побережий Керченского пролива требуют для безопасного плавания торговых судов и работы технологического флота дооборудования спасательным оборудованием и современными всепогодными средствами наблюдения, в том числе навигационными радиолокационными станциями, инфракрасными лазерными локационными системами и телевизионными средствами.

Напомним, что в ноябре 2007 года из-за шторма в Керченском проливе за 1 день потерпели крушение четыре судна и еще шесть плавсредств – сели на мель и получили повреждения.

Между тем по своим масштабам проект возведения Керченского моста превосходит все остальные проекты дорожного строительства в РФ. При этом из-за кризиса многие из них были приостановлены или перенесены на более поздние сроки. А в данном случае работы ведут форсированными темпами. И это при строительстве моста должно сопровождаться реализацией дополнительных мер по обеспечению безопасности.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions