+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2015 18:00:13
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Ускоренные контейнерные поезда обеспечили рост транзита по Транссибу

Как известно, контейнерные перевозки грузов являются одним из самых удобных и распространенных способов транспортировки грузов в мире. Они гарантируют сохранность грузов, обеспечивают возможность перевозки практически всех видов товаров, кроме того, позволяют использовать разработанные маршруты круглый год. За 9 месяцев 2015-го объем транзитных грузов по Транссибу в сообщении с Китаем вырос на 89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сохранить и приумножить текущий результат?
 

Новые направления весьма кстати

Отраслевые эксперты полагают, что именно ускоренные контейнерные поезда могут нивелировать возникшие проблемы и взять на себя часть грузов, которые сегодня транспортируются автомобилями. Напомним, что введение с 15 ноября текущего года платы за пользование федеральными автотрассами для грузовиков массой более 12 т уже повлияло на стоимость и регулярность автоперевозок.

По мнению директора по логистике ГК «Аривист», эксперта гильдии «Гермес» Кирилла Александрова, это может произойти при организации ускоренных контейнерных поездов из портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока и Находки с возможностью комбинировать в этих поездах как растаможенные грузы, так и грузы, не прошедшие необходимых таможенных формальностей. «Если операторы контейнерных поездов возьмут на себя функцию по организации и оформлению таможенного транзита, а стоимость этой услуги не будет превышать 500 руб. за документ, то это может привлечь дополнительных грузоотправителей на сеть», – добавляет он.

Однако директор департамента маркетинговых коммуникаций ЗАО «Русская тройка» Денис Сурнин считает, что запуск регулярного поезда – процесс небыстрый, ведь это целый проект, который требует времени и денег. «Но это не значит, что не стоит работать на данном направлении. Как раз в текущий момент железной дороге нужно перехватывать инициативу и думать о встраивании в новую логистику из-за сложившихся условий на рынке», – добавил он.


Нельзя не отметить, что в последние годы на железнодорожном транспорте проводится большая работа по развитию контейнерных перевозок: организовываются новые маршруты следования контейнерных поездов, изменяется технология работы, разрабатываются новые сервисы и услуги.


Так, ПАО «ТрансКонтейнер» ввело ускоренные контейнерные перевозки по маршруту Омск-Восточный – Находка. Первый поезд отправился 12 ноября. Протяженность маршрута – 6,7 тыс. км, расчетное время в пути составляет 7 суток, сообщила пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги.

Ввиду интенсивного развития торговых отношений России и Китая вопросы оптимизации сроков и стоимости доставки товаров между странами актуальны как никогда. Не так давно АО «РЖД Логистика» запустило новый регулярный контейнерный поезд сообщением Шанхай – Москва – Шанхай. С сентября 2015 года Объединенной транспортно-логистической компанией организованы отправки контейнерных поездов из китайского порта Инкоу в Москву. В рамках проекта «Транссиб за 7 суток» РЖД разработали новый транспортный продукт «Байкал шаттл» для транспортировки японских и корейских грузов из порта Иокогама в Москву. Отметим, что формирование и отправление организованных контейнерных поездов позволяет значительно сократить время доставки грузов.

Рост вопреки ожиданиям

Напомним, что президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, выступая на 24-м заседании Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), отметил, что объем транзитных грузов по Транссибу в сообщении с Китаем по итогам 9 месяцев 2015-го вырос на 89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в данном сообщении перевезено 66 тыс. TEU.

Развитие ускоренных контейнерных перевозок по Транссибу является одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «РЖД». Глава холдинга также отметил, что для повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок по Транссибу приняты меры тарифного регулирования. В частности, с 2014 года по инициативе КСТП на 42% снижены ставки на перевозку грузов в 40-футовых контейнерах в составе контейнерных поездов в Китай и в обратном направлении через погранпереход Брест. Эти условия сохранены и на 2015-й.

Кроме того, на железнодорожном маршруте Китай – Европа – Китай в целях обеспечения сбалансированности грузопотоков ОАО «РЖД» на 2015 год установлены специальные тарифные ставки для транзитных перевозок 20-футовых контейнеров в составе контейнерных поездов. Так, например, ставка на перевозку груженого 20-футового контейнера в/из Китая на участке Красное – Канисай составила 288 швейцарских франков вместо 576. По словам О. Белозёрова, благодаря выработанной стратегии по формированию полносоставных контейнерных поездов и созданию благоприятных условий для их продвижения транзитные перевозки контейнерных грузов по Транссибу в 2014 году выросли до 131 тыс. TEU, что в 7 раз больше, чем в 2009-м.

«Китайский бизнес оценил преимущества, которые предоставляет железная дорога, поэтому в дальнейшем мы можем ожидать еще большего увеличения объемов транзита», – прогнозирует заместитель директора по продажам АО «РЖД Логистика» Александр Баскаков.

Сохранить и приумножить

Более того, к 2020 году ОТЛК планирует увеличить объемы контейнерных транзитных перевозок по маршрутам Китай – Европа – Китай до 1 млн TEU.

Сегодня группа компаний консолидирует усилия по разработке маршрутов и организации перевозок из различных регионов КНР в направлении крупных европейских логистических центров. Регулярные отправки осуществляются по маршрутам Сучжоу – Варшава, Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Ухань – Пардубице, Чэнду – Лодзь, Иву – Мадрид.

Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис полагает, что рост был спровоцирован достаточно низкой стоимостью транспортировки из-за девальвации национальной валюты. По его словам, дальнейшему увеличению грузопотока по Транссибу могло бы способствовать изменение тарифной политики, а главное – возможность прогнозирования цены на год вперед.

Кроме того, в последние годы скорость доставки контейнерных отправок неуклонно растет. По итогам I полугодия 2015-го она составила 470 км/сут. (что на 10,1% превышает показатели аналогичного периода прошлого года), в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» – более 1 тыс. км/сут.

Также необходимо отметить постоянное развитие контейнерных терминалов и оптимизацию процесса их работы. В настоящий момент контейнерные терминалы существуют не только в центральной части России и портах Севера, Юга и Дальнего Востока, но и в Сибири и на Урале. Например, контейнерный терминал в Новосибирске имеет площадь контейнерной площадки 1,7 га и пропускную способность около 90 тыс. TEU в год, терминал в Томске – 1 га и 11 тыс. TEU в год соответственно.


Таким образом, у Российской Федерации есть и техническая, и технологическая возможности увеличивать объемы перевозок грузов в контейнерах не только во внутреннем, экспортном и импортном, но и в транзитном сообщении, прежде всего за счет своего уникального географического положения. Во многом именно Транссиб позиционируется как приоритетный маршрут в сообщении между европейскими и азиатскими странами.


По наблюдениям председателя правления международного логистического альянса ACEX Мирослава Золотарева, увеличению транзитного грузопотока будет способствовать развитие Транссибирской магистрали, совершенствование сервиса ускоренных контейнерных поездов. Преимуществом транспортировки по территории России могут быть только более сжатые сроки, поскольку стоимость пока неконкурентная.

Несмотря на ошеломляющий рост доставки контейнеров по суше, объемы железнодорожных перевозок несопоставимы с морскими. По мнению ведущего эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, для сохранения текущих объемов перевозки контейнеров и привлечения нового грузопотока необходимо развивать сотрудничество с государствами АТР, оптимизировать логистику перевозок, а также активно взаимодействовать со странами, входящими в Единое экономическое пространство.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions