+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2016 16:15:26
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Контейнерный транзит: возможен ли рост?

Минтранс России рассчитывает усилить транзитный потенциал и провозить через территорию страны до 10% от общего количества контейнеров в обороте за год. Об этом сообщил в интервью телеканалу НТВ министр транспорта РФ Максим Соколов. «Мы считаем, что можем претендовать примерно на 10% от общего контейнерооборота и получать свыше $50 млрд», – заявил он. РЖД-Партнер узнал у участников рынка, какие перспективы, на их взгляд, существуют для развития данного направления.
 

В рамках стратегии

Одной из шести целей, которые утверждены правительством Российской Федерации в рамках развития транспортной системы РФ до 2030 года, является использование транзитного потенциала страны. Сегодня порядка $14 млрд наше государство получает за счет экспорта транспортных услуг. М. Соколов отметил, что для этого следует развивать наземные коммуникации и водные артерии, в том числе Северный морской путь (СМП). Но развиваются также подходы и на Дальнем Востоке: транспортный узел Восточный – Находка, порт Ванино. И на Северо-Западе вот уже второй год идет реализация проектов по развитию Мурманского транспортного узла, строительству железнодорожных подходов к берегам Кольского залива, возведению там новых портовых терминалов. По словам министра, и это все также ложится в копилку развития СМП, а с 2018 года по Севморпути пойдут грузопотоки, формируемые еще и за счет строительства завода по сжижению природного газа на Ямале. И это даст такой масштабный кумулятивный эффект, поскольку сразу грузовая база вырастет на 18 млн т по отношению к сегодняшним 4 млн.

Отметим, что за 15 лет доля контейнерных грузов удвоилась, но это все равно не более 3–4% от всей грузовой базы. В развитых странах показатели в разы больше. На результаты работы транспортно-логистических компаний и, как следствие, ОАО «РЖД» влияет немало внешних факторов. Во-первых, как отмечают отраслевые аналитики, падение внешнеторгового оборота, прежде всего импорта. А во-вторых, снижение объемов промышленного производства и низкий уровень потребительской активности. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал в результате снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ.

Особенности экономики

Рост доли перевозок грузов в контейнерах, по мнению генерального директора ЗАО «Русская тройка» Сергея Лёвина, сдерживается в основном двумя факторами: текущей экономической ситуацией (не только в России, но и в мире) и сырьевой ориентацией экономики РФ. «Свою лепту также вносят таможенные сложности и портовая перевалка. Что касается технологий и инфраструктуры, то они модернизированы и находятся уже в соответствующем мировым требованиям состоянии», – добавляет эксперт.

Однако генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов считает, что для наращивания доли контейнерных перевозок необходимо и дальше расширять инфраструктуру. «Россия обладает большим транзитным потенциалом, однако для достижения целевой доли в 10% нужно развивать транспортные узлы, портовую инфраструктуру и подъездные пути. Кроме того, надо работать над формированием единой логистической сети, а также повышением качества и скорости предоставления услуг. Пока что Россия по уровню развития технологий значительно отстает», – полагает он.

К тому же участники рынка напоминают, что до сих пор не завершена реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Помимо этого, по словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрия Суховерша, в текущей ситуации планы Минтранса не представляются осуществимыми. «Первая причина – общеэкономическая ситуация. В основном по железной дороге транзитом идут автозапчасти и электроника, а спрос на данную продукцию снизился в связи с общим спадом потребительской активности. Вторая сложность заключается в том, что сегодня отсутствуют предпосылки для снижения стоимости контейнерного транзита из стран Азии в Европу и обратно», – комментирует он.

Нельзя не отметить, что сырьевые грузы не используют данный вид перевозки из-за высокой стоимости сервиса. Недорогие товары зачастую следуют по морскому пути, который в 2–4 раза дешевле железнодорожного транзита, а дорогостоящую продукцию чаще предпочитают отправлять более предсказуемым по времени авиатранспортом.

Если вернуться к прогнозу Минтранса, то эксперты оценивают его неоднозначно. Причиной тому – размытость самой формулировки.

«При любом подходе к оценке заявления ведомства цифра достаточно умеренная. Будь то рост доли транзита до 10% от оборота к 2030 году или ежегодный 10%-ный прирост к 2030-му. В первом случае, учитывая долю транзита по итогам 2015 года примерно в 5% от общего объема перевозок, или 151 тыс. TEU, и предположив, что к 2030 году рынок достигнет, к примеру, 3,5 млн TEU, или 350 тыс. TEU в транзите, получим рост в 2,3 раза за 15 лет. Во втором случае при 10%-ном ежегодном приросте мы будем иметь долю транзита около 580 тыс. TEU, или рост в 3,8 раза за 15 лет, или около 17% рынка (при прогнозе 3,5 млн TEU). Второй сценарий смотрится существенно лучше. К сожалению, и он не предполагает прорыва, так как однозначно будут расти и объемы на конкурирующих морских маршрутах», – рассуждает С. Лёвин.

Торговля – двигатель контейнеризации

По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, в перспективе территория России, занимающая 1/6 часть мировой суши, могла бы с успехом использовать транзитный потенциал железнодорожных перевозок между Азией и Европой. Однако ухудшение внешнеполитической обстановки толкает наших потенциальных партнеров на поиск обходных путей. Например, проект «Новый Шелковый путь» предусматривает контейнерные перевозки по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция в обход России. «Темпы роста доли контейнерного транзита упираются в развитие внешнеэкономических связей. В России доля контейнерных перевозок значительно меньше, чем в транспортных системах развитых стран (там она около 20%). В 2015 году внешнеторговый оборот РФ, по данным Банка России, составил $534,4 млрд (66,3% к 2014 г.), в том числе экспорт – $340,3 млрд (68,4%) и импорт – $194,1 млрд (63%)», – комментирует А. Калачев.

По наблюдениям участников рынка, транзитный потенциал России для обслуживания международных торговых каналов сегодня используется на 6–8% от своих возможностей. Если же Министерством транспорта и ставится задача довести этот показатель до 10%, то, по мнению А. Калачева, она также вполне достижима. «Естественным стимулом для роста доли контейнерных перевозок является развитие внешней торговли, рост экспортно-импортных операций, причем не по сырью, а по готовой продукции. Поскольку в последние пару лет по известным причинам объемы наших внешнеторговых операций снижаются (за исключением нефти, химической продукции и металлов, для перевозки которых используются другие типы емкостей), то сдерживается и рост доли контейнерных перевозок», – добавляет он.

Кроме того, эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе так или иначе произойдет перераспределение товарных потоков в пользу других стран мира. А через несколько лет возможно и снятие санкций. Все это позволит нарастить объем транзитных перевозок в контейнерах.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions