Альфа-Банк и «Уралвагонзавод» договорятся без банкротств – такое мнение выразил в интервью ТАСС губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Возможно ли это? Как в нынешних экономических условиях ОАО «НПК «Уралвагонзавод» может рассчитаться с многомиллионными долгами и какую помощь корпорации готово обеспечить государство?
Некоторые аналитики отрасли полагают, что банкротства УВЗ не избежать, другие уверены, что трудности временны и ситуацию могут исправить новые заказы. В частности, рассчитаться с долгами предприятия корпорации могут за счет выпуска инновационной продукции.
«В итоге будет найдено решение, обойдется без ареста счетов. «Уралвагонзавод» – особая структура. Он работает сугубо на госзаказах или заказах от госкомпаний. Все зависит от возможностей и потребностей государства в вооружении, а РЖД – в вагонах», – сказал губернатор.
Отметим, что ранее Альфа-Банк комментировал, что не видит препятствий для дальнейшей совместной работы с «Уралвагонзаводом», если компания будет исполнять свои обязательства по кредитам. УВЗ, в свою очередь, парировал, что предприятия корпорации планируют выйти из всех банковских инструментов Альфа-Банка и закрыть счета.
По словам Е. Куйвашева, способствовать конструктивному решению вопроса может и Свердловская область. «Мы нацелены на приобретение конверсированной продукции и очень заинтересованы в успешной реализации проекта «Уралвагонзавода» по трамваю. Пока идут испытания, мы ждем и даже замедлили покупку специальных низкопольных трамваев к чемпионату мира по футболу 2018 года. Если УВЗ успеет сделать хороший серийный трамвай, с радостью купим его у земляков, а не у иностранцев», – заявил он в интервью ТАСС.
Напомним, что 14 апреля Альфа-Банк подал иск о взыскании с дочернего предприятия УВЗ – ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» («ЧТЗ-Уралтрак») – 6,6 млрд руб. и $39,7 млн. В УВЗ тогда пояснили, что Альфа-Банк добивается досрочного взыскания с компании всего долга из-за просрочки по кредиту. Предприятие, купленное УВЗ в 2011 году, давно находится в сложной финансовой ситуации: еще в 2002-м завод прошел через процедуру банкротства, а в последние годы столкнулся с падением спроса на дорожно-строительную технику.
В корпорации также отмечали, что «ЧТЗ-Уралтрак» погасил задолженность по кредиту перед банком в размере 338 млн руб., и УВЗ считает дальнейший арест денежных средств незаконным, так как по кредиту было обеспечение. В результате 25 мая «ЧТЗ-Уралтрак» обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском к Альфа-Банку с требованием соблюдения условий договора, по которому кредит предоставлялся до 2017 года. Компания оспаривает требование банка досрочно погасить кредит.
Общая сумма задолженности УВЗ перед Альфа-Банком составляет более 10,5 млрд руб. и $72,2 млн. Общая сумма просрочки – свыше 3,4 млрд руб. Новое заседание назначено на 13 июля текущего года.
Надо отметить, что УВЗ – не единственное предприятие, которое погрязло в судебных делах. Проблемные должники часто пытаются оспаривать условия кредитных договоров. Так, тянется эпопея с банкротством авиакомпании «ЮТэйр». Обанкротить ее пытались ООО «ФинЭстейт», «МТС Банк», «Абакан Эйр» и др., кому задолжал авиаперевозчик в общей сложности порядка 75,9 млрд руб. ВТБ отсудил у «Мечела» в апреле этого года свыше 50 млрд руб. До конца июня ВТБ и «Мечел» должны подписать соглашение о реструктуризации долгов компании с переносом выплат по основному долгу с 2015 и 2016 на 2018 и 2019 гг. Также «Мечел» должен будет выплатить просрочку по процентам в 4,5 млрд руб. Очередное заседание по этому вопросу состоится 16 июля.
Данное положение «Уралвагонзавода» сложилось из-за падения спроса на вагоны. С начала этого года госкомпания снизила выпуск вагонов в 7,5 раза, до 930 ед., в то время как Тихвинский вагоностроительный завод увеличил производство продукции на 26%. По мнению аналитиков, УВЗ уступил конкуренту из-за долгого перехода на изготовление более доходных инновационных вагонов.
Как ранее сообщалось, у корпорации на этот год есть внешний контракт лишь с Азербайджаном (14 тыс. вагонов в течение 3 лет) и договоренность с Кубой на поставку 500 вагонов. В марте гендиректор УВЗ Олег Сиенко говорил, что компании требуется докапитализация, в частности, для реструктуризации кредитов и модернизации.
Производственные мощности «ЧТЗ-Уралтрак» сейчас простаивают из-за отключения электричества и газа за долги (с начала года «НОВАТЭК-Челябинск» требует в суде около 107 млн руб., «Челябинскгоргаз» – 4,8 млн руб. Всего контрагенты подали к заводу иски на 394 млн руб.). У компании есть заказы, но нет оборотных средств, поэтому планируется привлекать кредиты под контракты.
К тому же 1 июня текущего года стало известно, что правительство выделит 7 млрд руб. по просьбе предприятия о госгарантиях по кредиту. Эта сумма предназначена для «ЧТЗ-Уралтрак». Деньги УВЗ получит при условии, что госгарантиями будет обеспечена половина кредита и что «ЧТЗ-Уралтрак» сможет привлечь около 14 млрд руб. Название банка, который выдаст деньги, не уточняется. Ранее УВЗ обратился с запросом в правительство на предоставление государственных гарантий на 60 млрд руб. Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщал, что правительство согласовало предоставление госгарантий для УВЗ в размере около 20 млрд руб. несколькими траншами, остальная часть запросов пока рассматривается. УВЗ также просил 35,2 млрд руб. в качестве взноса в уставный капитал. Росимущество уже распорядилось провести допэмиссию УВЗ на 10 млрд руб.
Пока взаимодействие УВЗ и Альфа-Банка перешло в мирное русло. Дальнейшая судьба предприятия будет зависеть от того, сможет ли оно оправдать государственные надежды и нарастить заказы и производство.
Татьяна Симонова
Справка
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» – российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В состав корпорации входит более 40 промышленных предприятий, НИИ, конструкторских бюро в России и Европе.
Головное предприятие – «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. 100% акций корпорации принадлежат государству.
Чистый убыток «Уралвагонзавода» в 2014 г. составил 4,8 млрд руб., против 443,8 млн руб. чистой прибыли по итогам 2013 г., сообщается в годовом отчете компании. Отмечается, что выручка предприятия в прошлом году возросла на 7,4%, до 74,13 млрд руб. Выручка от производства и реализации специальной техники составила 35,8 млрд руб. (рост – на 26,4%), от продажи вагонов и полувагонов – 30,73 млрд руб. (снижение – на 10,8%).
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions