Одним из важных направлений этой работы стало развитие сотрудничества с администрациями железных дорог ближайших соседей - стран СНГ и Балтии. За 5 лет было проведено двенадцать заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. В этот период было подписано 55 соглашений и договоров с железными дорогами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии.
Укреплению связей способствует и проводимый с 2006 года международный железнодорожный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520", а также региональные форумы, целью которых является дальнейшее развитие взаимодействия ОАО "РЖД" с железными дорогами стран СНГ и Балтии. Региональные форумы уже прошли в г.Алматы и в г.Риге.
В октябре 2007-го в Москве был проведен I Железнодорожный съезд, на котором присутствовали представители железнодорожных администраций и ведущих машиностроительных компаний не только стран СНГ и Балтии, но и Европы и Азии.
Одним из значимых итогов работы по развитию сотрудничества с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии стала победа ОАО "РЖД" в тендере на концессионное управление имущественным комплексом Армянской железной дороги. Результаты тендера были оглашены в начале 2008-го, и уже 1 июля 2008 года ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" начало свою работу.
Один из приоритетов компании в сфере развития международных отношений - активная интеграция в Европейскую транспортную систему. В целях эффективного взаимодействия в области грузоперевозок был создан ряд совместных предприятий. Так, 18 июня 2007 года в Москве подписано заявление о создании совместного предприятия ЗАО "Евразия Рейл Логистикс" (ЗАО "ЕРЛ") с участием железных дорог России, Германии, Польши и Белоруссии. В 2007 году также было создано совместное предприятие Oy ContainerTrans Scandinavia между ОАО "ТрансКонтейнер" и VR Cargo. В марте 2008-го появилась логистическая компания "Транс-Евразия Лоджистикс ГмбХ" с участием ОАО "РЖД" (30%), ОАО "Трансконтейнер" (20%), "ДБ Мобилити Лоджистикс" (30%), ООО "Комбиферкер" (10%) и ООО "Польцуг" (10%).
В последние годы активно развивается технологическое сотрудничество с ведущими зарубежными компаниями. 25 ноября 2005 года ОАО "РЖД" и Simens AG подписали стратегический меморандум о сотрудничестве, на основании которого были заключены договор подряда на разработку, изготовление и поставку высокоскоростных электропоездов Velaro RUS, а также контракт о сервисном обслуживании на 30 лет.
В сентябре 2007 года между российско-финским предприятием Oy Karelian Trans LTD и компанией Alstom был заключен договор на поставку скоростных поездов Pendolino Sm6. Поезда начнут курсировать по направлению Санкт-Петербург - Хельсинки в 2010 году
14 марта 2007 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и корпорацией "Финмекканика С.п.А." в области совместной разработки и производства электропоезда со скоростью движения до 160 км/час, применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте и в других областях.
В сфере организации международных перевозок также были достигнуты успехи. Одно из приоритетных направлений в этой области - развитие контейнерных перевозок. В 2004 году организованы контейнерные поезда "Проект-2К", "Достык - Европа", "Балтика-Транзит", "Нарвик - Достык". В 2005-м организовано курсирование контейнерных поездов "Меркурий" (Калининград/Клайпеда - Москва), "Северное сияние" (Финляндия - Москва-Финляндия), "Восточный ветер" (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и "Монгольский вектор" (Китай, Монголия, Россия, Беларусь, Польша, Германия) в рамках ЭСКАТО ООН. 9 января 2008 года организован пропуск первого демонстрационного контейнерного поезда Пекин - Гамбург с участием железных дорог Китая, Монголии, России, Беларуси, Польши и Германии.
Активизировалось взаимодействие ОАО "РЖД" с японскими грузоотправителями. Интерес к перевозкам по Транссибу проявляют концерны Nissan, Honda, Тоyotа, Маtsushita Electric Industrial (Panasonic), Sony, Mitsubishi, а также торговый дом Mitsui и экспедиторская компания Nissin. С 2006 года проведено несколько опытных перевозок "Тойота Мотор". Планируется, что с 2009-го такие перевозки будут регулярными.
В целях создания условий для привлечения на маршруты коридора "Север-Юг" дополнительных объемов перевозок грузов, в 2003-2004 гг.была построена железнодорожная линия, связавшая порт Оля на Каспийском море с магистральной сетью железных дорог России. Тем самым завершено формирование железнодорожной части МТК "Север-Юг" на российской территории.
В 2007 году открыто железнодорожно-паромное сообщение Балтийск - Зассниц - Мукран.
Развивается сотрудничество ОАО "РЖД" со странами Ближнего Востока и Африки. Компания начала реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов в Иране, Алжире, Ливии.
В Иране, согласно подписанному в марте 2008 года контракту, будет проведена электрификация линии Табриз - Азаршахр. Также был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по вопросам строительства железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара, предусматривающий дальнейшее развитие сотрудничества между Ираном, Россией и Азербайджаном в рамках коридора "Север-Юг".
В феврале 2008-го ОАО "РЖД" победило в тендере на реализацию проекта обустройства пригородного железнодорожного транспорта в Алжире. Кроме того, предусматривается строительство новой железнодорожной линии до международного аэропорта Хуари Бумедиен.
17 апреля 2008 года ОАО "РЖД" и Управление по реализации железнодорожных проектов Ливии подписали контракт на строительство железнодорожного участка Сирт - Бенгази протяженностью 554 км.
Значительный потенциал для увеличения объемов транзитных перевозок открывает проект восстановления Транскорейской железной дороги. В июне 2008 года в Северной Корее создано совместное предприятие (70% ОАО "РЖД", 30% порт Раджин) для реализации пилотного проекта реконструкции участка Хасан - Раджин и строительства в порту Раджин контейнерного терминала, а также последующей эксплуатации данной инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть РЖД. 4 октября 2008 года работы по проекту были начаты.
Большое внимание уделяется развитию международного пассажирского сообщения. За последние годы увеличено число международных поездов и сегодня ОАО "РЖД" осуществляет перевозки в 19 стран Европы и Азии. Поезда и беспересадочные вагоны ОАО "РЖД" курсируют по 56-ти международным маршрутам.
С 2007 года ОАО "РЖД" является единственной железнодорожной администрацией, имеющей полноправное членство сразу в двух региональных ассамблеях Международного союза железных дорог - Европейской и Азиатской. Все это позволяет вносить заметный вклад в формирование международного транспортного пространства с учетом интересов Российских железных дорог.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.