Во-первых, рейдовая перевалка, которая осуществляется в акватории порта, сегодня серьезно зарегламентирована. Все рейдовые места определены капитаном порта.
Во-вторых, никогда с мелководных портов не будет осуществляться экономика перегрузки и перевалки на глубоководные порты. Конечно, можно это сделать силовым путем. Условно говоря, запретить рейдовую перевалку. Но это однозначно существенно ухудшит экономику экспорта и убьет целую отрасль – можно будет закрывать судоходные компании, которые занимаются перевозкой «река-море-река». Плюс не стоит забывать, что такие порты, как Ростов, Азов, Таганрог, Темрюк, сделали серьезнейшие инвестиции именно в перевалку. Напомню, что рейдовая перевалка серьезно развита и в мире.
Развитие портовой инфраструктуры происходит на самом деле тогда, когда это становится узким местом. На реке вся портовая инфраструктура – а именно места погрузки и выгрузки – оперируется либо грузополучателем, либо грузоотправителем. Основные вопросы на реке сегодня – комплексные.
Основное лимитирующее место, которое у всех на слуху, – это Городец. Если по Нижнему Дону сейчас вопрос начал решаться и будет строиться Багаевский гидроузел, то дискуссия вокруг Городца продолжается уже десятилетия, к сожалению. Это серьезный тромб на реке.
Добавлю, что тарифы естественных монополий не направлены на транспортный баланс страны. РЖД предоставляет круглогодичные скидки, которые убирают с реки грузы. Но во всем мире река снимает пиковые нагрузки с наземной инфраструктуры. К сожалению, сегодня у нас это не работает.
Большая надежда на запуск национального проекта по развитию единой глубоководной системы. Для сравнения, протяженность рек в Европе в 2 раза ниже, чем у нас, а грузооборот выше в 5 раз.
Автор: Юрий Гильц, управляющий директор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.