Позитивные изменения снижают издержки бизнеса. Технология автовыпуска значительно сокращает время оформления деклараций и исключает возможность корректировки таможенной стоимости. Также это исключает любую коррупционную составляющую.
В то же время есть и негативные изменения, которые повысили издержки бизнеса. При переходе ЦАТ на работу только через ЦЭД многие столкнулись с полным непониманием приказа Минфина № 27н. Во время таможенного оформления декларации висели по несколько дней без запросов, продлений сроков выпуска. При этом какой-либо связи с постом не было вообще (нет официального телефона руководителей ЦЭДа, нет горячей линии по вопросам оформления или даже почты). Издержки участников ВЭД были колоссальные.
Наиболее проблемная точка в цифровом взаимодействии с таможенными органами – это отсутствие оперативной обратной связи по этапу оформления таможенной декларации, назначенным мерам таможенного контроля. Кроме того, для сложных и нестандартных поставок работу усложняет невозможность предварительно показать и согласовать с таможенными органами документы на товар, например, по стоимости или подтверждающие заявленный код товаров.
На текущий момент основная проблема – это не отсутствие цифровых сервисов, а управленческий вызов. Недостаточный уровень администрирования на уровне среднего руководящего звена (начальник отдела таможенного оформления и его заместители), а также нежелание принимать решения в нестандартных ситуациях. Все, что прямо не касается выпуска стандартных ДТ (например, корректировки после выпуска, режимы, отличные от импорта или экспорта, нестандартные товары), происходит очень медленно. Очевидно, что инспектор выпускает в первую очередь то, что может успеть выпустить в срок. Из-за этого корректировки после выпуска могут идти месяцами.
Автор: Дмитрий Ездаков, заместитель руководителя таможенной службы ГК «Аривист»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.