+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2016 13:17:30
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Грузопотоки мельчают на глазах

Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2016-го сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года (с 1,99 до 1,96 млн TEU), сообщает Ассоциация морских торговых портов. Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015-го в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и переработку порожних контейнеров. Однако в текущем году темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются. Но можно ли надеяться на рост показателей в ближайшей перспективе? О ситуации в отрасли, а также о том, что сдерживает развитие контейнерного бизнеса, РЖД-Партнеру рассказал вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.
 

– Евгений Алексеевич, темпы падения контейнерооборота портов России по итогам I полугодия замедлились. Как Вы считаете, с чем это связано?

– Падение импорта достигло своего минимального значения, то есть дна.

– Темпы роста грузооборота портов в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. Можно ли говорить об успехе, или эта статистика не вполне соответствует действительности, так как сравнение с предыдущим годом не самый лучший показатель?

– Мне кажется, что за рост грузооборота в порту может отвечать только рост экспорта, который является следствием дешевого рубля.

– Если в целом грузооборот импортных товаров еще показывает снижение, то объем грузов, импортируемых в контейнерах, впервые за долгое время показал незначительную положительную динамику. Как Вы считаете, будет ли эта тенденция развиваться?

– Этому я вижу только одно объяснение: при снижении общего грузооборота меняется объем единичной грузовой партии и способ ее перевозки. Компании, которые ранее возили грузы пароходами, начинают транспортировать их контейнерами. А те, кто возил контейнерами, используют палеты в составе сборных контейнерных грузов. В свою очередь, те, кто возил палетами, начинают доставлять товары посылками. Уменьшение объема партии переводит перевозки из разряда брейк-балка в разряд контейнерных. Наиболее ярко это сказалось на сегменте продовольственных товаров: свежие овощи и фрукты, мясо, рыба и т. д.

– Какую роль таможенное администрирование играет при наращивании грузооборотов в морских портах?

– Оно напрямую влияет на деловую активность бизнеса. Однако это воздействие имеет сильно отложенный характер. Таможенное администрирование является составной частью общего инвестиционного климата и через это понятие либо способствует притоку финансов и, как следствие, росту товарооборота, либо, наоборот, препятствует этому.

Кроме того, для наращивания грузопотока в морских портах необходимо снижать издержки бизнеса, вытекающие из государственного контроля ВЭД, внедрять электронный документооборот в транспортной отрасли и в целом развивать транспортную инфраструктуру.

– Как Вы считаете, способствовал бы росту грузопотока переход на электронный обмен данными? Почему, по Вашему мнению, это до сих пор не удается реализовать?

– Переход на электронный документооборот, безусловно, снизил бы издержки бизнеса, связанные с логистикой и государственным контролем ВЭД. В какой-то степени это повысило бы и товарооборот бизнеса. По моему мнению, до сих пор переход на безбумажную технологию работы не произошел по следующей причине. В реализации государственного контроля грузов, перемещаемых через границу, принимает участие большое количество федеральных органов исполнительной власти: ФТС, ФСБ (пограничники), Минтранс (Росграница), Россельхознадзор (карантинный и ветеринарный контроль), Роспотребнадзор и др. У каждого из них есть свои собственные ведомственные системы, которые пока никак не могут начать обмен данными. Помимо этого, в каждом порту взаимодействуют разного рода коммерческие компании: стивидоры, морские перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры и т. д. Необходим какой-либо участник всего этого взаимодействия от бизнеса или от государства, который бы соединил всех между собой.

– Какие новые тенденции, на Ваш взгляд, проявились в текущем году?

– Можно отметить резкий рост сегмента перевозок сборных грузов. Причем как в контейнерах, так и в грузовых автомобилях. Причина указана выше. Также произошел медленный, но все же заметный рост экспорта готовой продукции, в частности продуктов питания. Это говорит о том, что российский производитель начинает пробиваться на международные рынки. Хотя этот процесс остается очень небыстрым. Кроме того, в этом году продолжилась географическая переориентация грузопотоков. По итогам первой половины 2016-го можно отметить, что среди импортеров товаров присутствует все больше стран из ЮАР, Южной Америки, Северной Африки и т. д.

Беседовала Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions