+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.10.2016 17:22:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Не брал – значит не отдам

Суммарная стоимость хищения грузов на дорогах Европы ежегодно составляет более 8 млрд. евро. В России ущерб от потери груза во время пути также исчисляется миллионами. По мнению заместителя руководителя компании «КОНТРОЛЬ РИСКОВ» Алексея Кожевникова, это происходит из-за более высокого профессионального уровня мошенников, а также разобщенности и непредусмотрительности транспортного сообщества.
Не брал – значит не отдам
– Алексей Юрьевич, как уводят груз и каковы основные причины того, что на дороге происходят хищения?

– Каждый раз мошенники используют почти одинаковые схемы, однако причины того, что эти проекты реализуются, те же. Одной из ключевых можно назвать проблему в отношениях между поставщиками транспортных услуг и их клиентами.
В чем это проявляется? Например, организация, находящаяся в Новосибирске, осуществляла закупку товара в Москве. Условие поставки – так называемый самовывоз. Для этого служба бухгалтерии покупателя выдает доверенность на неизвестное физическое лицо, указанное посредником в заявке на перевозку (чаще всего это водитель). Тем самым участники сделки изначально нарушают условия договора купли-продажи. Организация, являющаяся профессиональным экспедитором, должна лично принимать груз в пункте отправления и подтверждать это соответствующими документами, то есть выполнять требования ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности». Зачастую при оформлении документов на перевозку участники сделки забывают о требовании данного закона и соответствующих правил к нему.
В практической деятельности происходит чаще всего так: машина приезжает на склад, поставщик выписывает документы от своего имени и получается, что экспедитор, находящийся в Новосибирске, самоустранился от выполнения обязанностей по приему груза в Москве, кто управляет процессом доставки – неизвестно. Назвать это работой профессионального экспедитора – невозможно.
При такой организации доставки товара и профессиональный перевозчик может оказаться невольно вовлеченным в схему хищения груза путем мошенничества, даже не осознавая своего участия в ней.
Однако при небрежном отношении к документальному сопровождению грузов и не выполнению элементарных требований нормативно правовых актов, не стоит удивляться их пропаже.

– Каковы самые распространенные причины, по которым происходят хищения грузов?

– Практика показывает, что большая часть хищений происходит с помощью интернета, при поиске свободного транспорта путем размещения объявлений на общедоступных сайтах. Поясню, таким способом мошенники отслеживают полулегальные схемы и с легкостью внедряются в них. Действия организаций, которые не являются профессиональными экспедиторами в понимании ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности» , этому только способствуют.
Так же, имеет место быть и не соблюдение действующих норм законодательства, которыми должен руководствоваться перевозчик в своей профессиональной деятельности. Очень часто это становится причиной огромных финансовых проблем.

– То есть ряд участников транспортного рынка нарушает закон, чтобы сэкономить или они просто не знают, как правильно оформить пакет документов?

– Зачастую это связанно не с попыткой сэкономить, а с элементарным незнанием требований законодательства. При этом вопросы возникают не только юридического характера, но и с бухгалтерией, транспортной логистикой и безопасностью. Проблема в компетенции людей, которые принимают решения. Недавнее разбирательство: грузоотправитель находится в Ступино, получатель – в Новом Уренгое, груз – не доехал. Когда возбудили уголовное дело и нашли водителей, то они пояснили, что им предоставили все документы, подтверждающие полномочия клиента. Как правило, на погрузку приезжает водитель со всеми документами, но груз не доходит до покупателя. И такие случаи далеко не единичны. На мой взгляд, это проблема государственного масштаба.
Если подытожить, то можно отметить, что ключевая причина того, что хищение на автомобильном транспорте происходят – это несоблюдение законодательства. Во-вторых, отсутствие надлежащего взаимодействия между службами или их некомпетентность. В-третьих, небрежный подбор поставщиков услуг. Зачастую не всем грузоотправителям удается отличить профессионального экспедитора от организации, предоставляющей информации о наличии свободного транспорта грузовладельцам, а перевозчикам – о наличии свободных грузов, то есть фактически действующих как агент.

– И как в таком случае можно обезопасить собственный груз? Например, многие компании готовы, как они считают, переплачивать, обращаясь к известным крупным игрокам, боясь доверить свой груз небольшой молодой и непонятной компании.

– Бренд – это еще не гарантия безопасности, скорее иллюзия. Схемы, которые применяются при доставке маленькими и большими компаниями, – практически одинаковы. Выстраивается цепочка посредников и на каком-то из них груз исчезает. Организовать безопасную перевозку можно только за счет внедрения комплекса мер. Отмечу, что были случаи, когда хищение совершалось на 50 млн руб. Однако средняя стоимость груза составляет 1-5 млн. руб. Воруют все подряд: от еды до электроники. Последний известный случай в октябре текущего года – хищение груза путем мошенничества стоматологического оборудования на 30 млн руб.

– А способствует ли повышению безопасности на дороге онлайн отслеживание грузов?

– Если вести речь про биллинг, то в настоящий момент – нет, мошенники обманывают и эту систему. Просто идет применение другой схемы, одна из них, когда господа жулики предоставляют номер сотового телефона якобы водителя клиенту, а шоферу дают номер якобы заказчика. Далее все просто: направляют водителя по нужному мошенникам маршруту, а подмененный номер отправляют на фактический маршрут, и груз, соответственно, уходит в неизвестность.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions