+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2023 14:45:26
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Торговый оборот РФ со странами БРИКС ежегодно увеличивается на 30-40%

Основной объем продаж связан с энергетикой, сырьевыми ресурсами, информационными технологиями и услугами в области международного туризма. Несмотря на высокие темпы роста, на пути развития делового сотрудничество остается еще много препятствий.
Постигая чужую культуру

«На долю РФ в общем товарообороте [БРИКС] приходится около 21%. И за последние годы Россия естественно нарастила торговые связи со всеми странами союза», – рассказала, выступая на круглом столе «БРИКС и бизнес в 2023 году: текущие вызовы и перспективы сотрудничества», управляющий партнер «Синорусс Консалтинг» Анастасия Валова.
На лидирующих позициях – активность в отношениях между РФ и Китаем. В то же время за последние 5 лет в 1,7 раза выросла торговля с Бразилией, в 1,8 раза – с Индией, в 1,6 раза – с ЮАР.
К примеру, Южно-Африканская республика в основном закупает у России химическую продукцию, минеральные продукты, лесные грузы, продовольственные и сельхозсырьевые товары, машины, оборудование, драгметаллы. «Мы пока думаем, что закупать у ЮАР, но точно понимаем, что там очень хороший уровень IT-разработчиков, поэтому, скорее всего, будем обмениваться в основном интеллектуальными ресурсами», – считает А. Валова.

И.о. председателя правления АНО «Лидеры международного сотрудничества», директор бизнес-инкубатора БРИКС Татьяна Селиверстова в свою очередь указывает на сложности делового сотрудничества вследствие различных культур ведения бизнеса. «ЮАРовцы, приезжая к нам на мероприятия, считают, что мы им всегда должны. Мы их старшие братья и должны помогать. Если мы им что-то дали одно, то тут же должны что-то второе. Эту специфику нужно понимать», – говорит она.

Что продать и что купить

Другая трудность возникает из-за отсутствия единой политики по внешнеэкономической деятельности в сторону стран БРИКС. «Мы, безусловно, говорим о том, что идут большие, серьезные комментарии на политических трибунах, что БРИКС – это наше будущее. Но спускаемся на уровень ниже до крупного бизнеса, там нет никакой активности и нет пока указаний для того, чтобы заходить и инвестировать», – отметила Т. Селиверстова.

В качестве примера она привела предложение южноафриканской стороны о строительстве сети железных дорог, которая бы объединила ряд стран континента и замкнула их на морские порты. «Проект на самом деле недорогой. Но, к сожалению, ответа от Российской Федерации не получить», – сказала директор бизнес-инкубатора.

Сегодня в ЮАР из крупных российских компаний присутствуют только КамАЗ, АЛРОСА и Росатом. Для расширения торговых связей нужна инициатива и от малого, среднего предпринимательства, полагает эксперт. Нужно совершать туда регулярные поездки, развивать прямые отношения с местным бизнесом.

«Никогда ни ЮАРовцы, ни индийцы, ни китайцы не начнут с вами тут же вести бизнес и тем более инвестировать в совместное дело. Я всегда рекомендую, если хотите начать международный бизнес: вы должны инвестировать в то, чтобы туда приезжать, накрывать столы, убеждать, покупать подарки и т.д. При этом вы сами должны понимать, что конкретно предлагаете, насколько ваш продукт или услуга актуальны на любом рынке стран БРИКС», – заключила Т. Селиверстова.

Потенциал экономик объединения явно недоиспользован в рамках совместного сотрудничества, соглашается старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак. Одна из главных причин связана с организацией торгового финансирования, нехваткой платежных инструментов, обслуживающих товарооборот.

«Проблемы существовали с самого начала, потому что сложно оценивать платежеспособность партнеров из т.н. Emerging Markets (развивающихся рынков – прим. ред.) А после того, как стали вводиться разного рода ограничения и тем более ограничения, связанные с вторичными санкциями, проблема только усилилась», – пояснил представитель ВЭБ.РФ, добавив, что проблема еще усугубляется нарастающим дисбалансом во взаимной торговле.

У России в этом плане ситуация выглядит лучше, чем у других стран БРИКС, у нее имеется положительное сальдо, но от этого в целом не легче. В частности, выручку, получаемую в национальных валютах, очень сложно репатриировать. Как пример – индийский рынок. «В Индии накоплено положительное сальдо, эквивалентное $40 млрд. Не очень понятно, какие товары можно вывезти оттуда на эту сумму», – говорит С. Сторчак.

Кроме того, остаются недоработанными многие вопросы межбанковского взаимодействия. «Выход, с моей точки зрения – необходимо идти, как работают коллеги из бизнеса на местном уровне. Так и надо опускаться на уровень региональных банков, работать с теми банками, для которых западные рынки, западные платежные инструменты, резервные валюты не играют столь важную роль, какую имеют для системно значимых финансовых институтов в наших локациях», – считает С. Сторчак.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions