+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.09.2018 12:25:52
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Окажется ли Россия в долговой ловушке Китая?

Финансовая политика Китая в отношении целого ряда стран, в том числе участвующих в реализации многомиллиардной инициативы Пекина «Один пояс – один путь», – одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время. Проект предусматривает строительство автомобильных и железных дорог и портов, которые свяжет Китай с 68 странами и 4,4 млрд человек в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Европе.
Как ранее сообщал РЖД-Партнер, ряд стран Африки уже планирует реструктурировать свои долги перед Китаем, в частности Эфиопия и Замбия. При этом в полной зависимости от КНР уже оказались Камерун, Гана, Джибути. От участия в проектах, финансируемых Китаем, упорно отказывается Малайзия, называя их дорогостоящими.

Эксперты, опрошенные РЖД-Партнером, поделились мнением о том, существуют ли опасения, что Россия попадет в долговую ловушку Китая.

Алексей Маслов, профессор факультета мировой экономики и мировой политики, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ отмечает, что проект, безусловно, не экономический, а политический, и Китай реализует модель реглобализации.

«Китай потенциально смотрит на Россию как на придаточное звено и на мост для поставки товаров в Европу. У нас немного другие задачи – воссоздание своей экономики и промышленности, создание зон высоких технологий, совместное производство высокотехнологичных товаров, а не просто примитивная продажа сырья и продуктов его первичной переработки», – говорит А. Маслов.

Эксперт добавляет, что для стимулирования притока частного капитала в проблемные регионы, в том числе на Дальний Восток, необходимо идти на радикальные меры. Например, на определенное время объявить весь Дальний Восток зоной свободной торговли, в том числе для резидентов, как физических, так и юридических лиц, привлечь туда российский капитал, который мог бы уравновесить баланс между иностранными и внутренними инвестициями.
По его мнению, если этого не сделать, Китай займет выжидающую позицию, будет инвестировать понемногу и постоянно искать зазоры в российской экономике для инвестиций.
В отличие от некоторых стран, которые воспринимают инициативу «Один пояс – один путь» скорее как угрозу, для России она открывает большие перспективы, считает управляющий партнер консалтинговой компании Roland Berger в России Мария Михайленко. «Китай представил свой проект «Один пояс – один путь» как импульс к экономическому развитию и процветанию стран-участниц проекта, план реализации которого предусматривает огромные инвестиции в государства пояса и пути, развитие инфраструктуры и международного торгового сотрудничества».

Она также отмечает, что маршруты и стыковки российских и китайских проектов еще на стадии обсуждения. От выбора четкой стратегии поведения в отношении соседа зависит и более быстрое развитие приграничных с Китаем регионов, и для этого нужно хорошо понимать, что интересует китайских инвесторов», – отмечает М. Михайленко.

Эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода напоминает, что показатель внешней долговой нагрузки зависит от проводимой экономической политики в стране.

«Отношение внешнего государственного долга к ВВП в России на данный момент составляет около 4,2%, что значительно меньше, чем у других участников проекта – Пакистана (21%), Камбоджи (32%), Лаоса (54%) и других. С учетом корпоративного сектора, который также может участвовать в развитии инфраструктуры, внешняя долговая нагрузка России составляет около 36% ВВП, что можно считать комфортным уровнем по сравнению с другими странами. При этом доля китайских кредитов незначительна», – говорит К. Никода.

Если предположить, что сегодня потребуется погасить все кредиты перед внешними контрагентами, текущих золотовалютных резервов России хватит для этого, на фоне положительного торгового баланса это является признаком устойчивой финансовой системы и платежеспособности страны. «При этом в долгосрочной перспективе активного наращивания внешнего долга не предвидится», – подытоживает эксперт.

Мнения о том, что России не грозит попадание в долговую ловушку, придерживается и главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

«Впрочем, стоит понимать, что Россия сама заинтересована в развороте на Восток, и Китай готов идти навстречу и даже предлагает разные варианты сотрудничества. Поэтому зависимость от Китая увеличивается и в торговле, и в финансовой сфере, и в политике. Но если мы говорим, в первую очередь, о стране и о федеральном бюджете, это маловероятно в обозримой перспективе. Определенные сложности с отдельными компаниями возможны, но они пока разрешимы», – замечает аналитик.

Как отмечает Е. Надоршин, правительство заинтересовано в производстве и продаже внешним потребителям гораздо большего, чем первичное сырье. «Мы хотим быть лидером в высоких технологиях. Однако перейти к такой модели не удается уже более 10 лет, так как многие партнеры России предпочитают приобретать у нее преимущественно сырье и продавать обратно продукцию с добавленной стоимостью. КНР, в свою очередь, не готова предложить нам другие модели полноценного сотрудничества», – подытоживает он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions