+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2018 09:02:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Мост который волнует каждого: что изменится в судоходстве с вводом Крымского моста

Правительство Украины, в частности Мининфраструктуры Украины, Госдепартамент США и внешнеполитическая служба Евросоюза раскритиковали строительство моста через Керченский пролив. Противники проекта отмечают, что мост ограничит доступ крупных судов к территориальным водам Украины в Азовском море, где расположены Бердянский и Мариупольский торговые порты. Мариупольский порт – крупнейший в стране по перевалке генеральных грузов, в частности металлов.
Есть ли ограничения по габаритам?

Судоходство по Керченчкому проливу было ограничено только на несколько суток в августе 2017 года, когда строители моста устанавливали абаритные конструкции через пролив.

“Ранее, до начала строительства Крымского моста, глубина Керченского пролива позволяла судам типа Panamax при неполной загрузке заходить в украинские порты Азовского моря”, – комментирует директор программы "Инфраструктура" аналитического центра "Украинский институт будущего", бывший замминистра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер. По словам эксперта, ключевую долю во флоте, действующем в Азовском бассейне, занимают суда типа Handymax с дедвейтом 35–60 тыс. т и длиной 150–200 м, а также сухогрузные суда класса "Волго-Дон макс"смешанного плавания "река-море", с дедвейтом до более 6 тыс. т, длиной 137-140 м и осадкой (глубина погружения в воду) до 4,6 м.

Совокупный флот грузовых судов, курсирующих по российским маршрутам в Азовском море, насчитывает около 322 судов, отмечают эксперты Крыловского государственного научного центра.

Об ограничении доступа к украинским портам в Азовском бассейне для судов типа Panamax рассказывал и глава администрации Мариупольского порта Игорь Барский. За последние 3 года в торговый порт зашли 144 таких судна. Однако данное обстоятельство не повлияет на операционные показатели терминала.

В свою очередь ряд других опрошенных экспертов напротив уверены, что Крымский мост не создает дополнительных ограничений для судоходства. Азовское море мелководное, напоминает генеральный директор АО "Нордик Инжиниринг" Виталий Гвоздев, и в зоне Керченского пролива глубины не превышают 8 м, что является естественным ограничением. По данным Минтранса России, мост способен пропускать флот длиной до 252 м.

Схожего мнения придерживается депутат Верховной рады Нестор Шуфрич, который считает, что под Крымским мостом способны пройти все суда, которые пересекали Керченский пролив за последние полвека.

Представители металлургических комбинатов, расположенных в Мариуполе ОАО "Металлургический комбинат "Азовсталь" и ММК им. Ильича опасаются возможного искусственного ограничения доступа к Азовскому бассейну, обращает внимание начальник отдела промышленного и технологического анализа Крыловского государственного научного центра Дмитрий Спивак. По мнению некоторых украинских металлургов, российская сторона может использовать технические работы на мосту в качестве инструмента давления.

“Однако важно понимать, что помимо украинских портов, в Азовском бассейне расположены и российские терминалы. Нам абсолютно не выгодно создавать искусственные барьеры для морских перевозок через Керченский пролив, которых там нет”, – подчеркивает Д. Спивак.

Паромная переправа уже не понадобится

В первую очередь изменения коснутся динамики перевозок грузов по судоходной линии Крым – Кавказ. По этому маршруту основную часть грузопотока с порта Кавказ на порт Керчь перенаправят в сторону Крымского моста, отмечает директор по направлению "аналитика и логистика" компании "Морстройтехнология" Александр Головизнин.

До ввода в эксплуатацию Крымского моста 2/3 от совокупного туристического потока на полуостров приходилось на паромную переправу, добавляет вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. К 22 мая, спустя 6 дней после открытия транспортного объекта, перевозки легковых автомобилей и автобусов с помощью керченской паромной переправы уже сократились в несколько сотен раз. Об этом сообщила администрация переправы.

Впрочем, паромы пока остаются основным средством транспортировки грузовых автомобилей, вагонов, цистерн и контейнеров на полуостров и обратно. Переправа продолжит работу, однако ее персонал сократят, заявил глава Республики Крым Сергей Аксенов. Сейчас на маршруте Кавказ – Керчь работает 6 паромов, в ближайшее время их количество планируется сократить до 2 для перевозки грузовых автомобилей, поясняет начальник отдела промышленного и технологического анализа Крыловского государственного научного центра Дмитрий Спивак.

Грузовое движение по мосту через Керченский пролив ограничено до конца 2018 года. Так как строители сдали объект в эксплуатацию на 7 месяцев раньше запланированного срока, Минтранс решил открыть грузовое сообщение по мосту, руководствуясь первоначальным графиком. Таким образом ведомство планирует избежать возникновения крупных заторов на подходах к мосту, а также снизить нагрузку на дороги Керченского и Таманского полуостровов в традиционно востребованный период летнего сезона.

Протяженность моста, соединяющего Крымский полуостров с Краснодарским краем, составляет 19 км – это самое длинное искусственное сооружение в России. Стоимость объекта составила 228 млрд руб. ($3,7 млрд.). По оценкам Forbes, мост через Керченский пролив – один из самых дорогих профильных проектов в мире.

Виадук строился за счет средств федерального бюджета в рамках целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года". Строительные работы начались в феврале 2016-го.

Расположенный в 17 км от Крымского моста порт Тамань обещает стать одним из крупнейших терминалов на Черном море с прогнозируемым к 2020 году грузооборотом около 70 млн т в год. Однако пока общий объем перевалки грузов операторами терминала составил 14,9 млн т (+11,1%). Удобное расположение терминала позволит интегрировать порт в железнодорожную и автомобильную инфраструктуру Крымского виадука. В результате появится возможность переваливать грузы как через Таманский полуостров, так и через Крым. Глубины на подходах к порту составляют 20–25 м. В порт могут заходить суда дедвейтом до 220 тыс. т и длиной до 300 м.

В рамках терминала "Тамань" планируется строительство грузового района. После открытия объект сможет принимать около 90 млн т грузов в год и обслуживать суда дедвейтом до 150 тыс. т. Реализацией проекта займется ГК “Сумма” через ПАО "Новороссийский морской торговый порт". Так как грузовой район, в отличие от порта Новороссийск, находится в отдалении от крупных населенных пунктов, в нем будут переваливать преимущественно уголь, минеральные удобрения и серу, отметил учредитель "Суммы" Зиявудин Магомедов в беседе с “Ъ”.

Грузооборот растет

Основной поток грузов в российском Азовском бассейне приходится на торговый порт Ростов-на-Дону. Грузооборот Ростовского морского порта по итогам минувшего года вырос на 15,6% к 2016 году, до 14,9 млн т.

Общий объем перевалки грузов российских портов Азово-Черноморского бассейна в I квартале 2018-го составил 64,3 млн т, что на 8,7% выше уровня за аналогичный период прошлого года, следует из данных Ассоциации морских торговых портов.

Совокупный грузооборот портов региона продемонстрировал рост и по итогам минувшего года. Уровень достиг 269,5 млн т, на 10,4% больше показателя 2016 года. Оборот сухогрузов увеличился на 12,4%, до 118,4 млн т, наливных грузов – на 8,9%, до 151,1 млн т.

Операторы морских терминалов порта Новороссийск традиционно лидируют в регионе – 147,4 млн т (+12,2%), терминала "Кавказ" – до 35,3 млн т (+6,3%), Туапсе – до 26,6 млн т (+5,6 %), Тамань – до 14,9 млн тонн (+11,1%). Порт Керчь стал единственным портом с негативной динамикой – грузооборот снизился на 1%, до 9,5 млн т.

Оборот контейнеров в портах региона также увеличивается. Так, за 4 месяца текущего года итоговый объем составил 307,1 тыс. TEU – это на 22,4% больше результата за аналогичный период минувшего года. В 2017-м рост составил 19,7%.

Ключевые номенклатуры грузов, переваливаемых в портах российского Азово-Черноморского бассейна, составляют нефть, зерно, металлы, химические и минеральные удобрения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions