Российский рынок логистических услуг работает в условиях экономической рецессии, что обусловило падение спроса на транспортные услуги в целом. В то же время некоторое снижение деловой активности наблюдается сегодня и в мировой экономике. Ее перестройка, обусловленная формированием торгово-экономических мегаблоков, потребует определенного времени, считает главный аналитик департамента b2b проектов РБК, заместитель председателя комитета по логистике ТПП РФ Людмила Симонова.
– Людмила Николаевна, какие наиболее значимые процессы на мировом рынке транспортно-логистических услуг оказывают свое влияние на российский рынок?
– В целом на экономическую ситуацию в России и в развивающихся странах влияют сегодня несколько факторов. Это прежде всего переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США в отрасли и производстве нового технологического цикла. Второй момент – это формирование мегаблоков, изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок и как следствие – снижение роли ВТО в качестве регулятора международной торговли. В основе формирования таких мегаблоков лежат соглашения о свободной торговле, общих правилах инвестиций и передаче технологий. Кроме того, отмечается замедление темпов роста китайской экономики и изменение структуры китайских инвестиций. Там, по сути, идет передел экономики от материало- и трудоемких производств к капиталоемким и высокотехнологичным. Это уже можно наблюдать и по ценам на сырье, и по грузопотоку в сторону Китая, в том числе и по показателям российского импорта и экспорта за I полугодие. Как следствие, наблюдаются снижение цен на промышленное сырье и низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от сырьевого экспорта.
– В какой мере эти факторы затронули российский рынок?
– Сегодня российский рынок логистических услуг вынужден работать в условиях экономической рецессии, что обусловило падение спроса на транспортные услуги. Ситуация в ЕврАзЭС складывается достаточно плачевная, поскольку единственный грузопоток, который еще теплится и растет, – это импорт из Белоруссии и, соответственно, импорт в Белоруссию из ЕС. Хотя мы понимаем, что это просто реэкспорт тех европейских товаров, которые попали под санкции. В основном в условиях рецессии, санкций и сжатия внутреннего спроса мы видим отрицательную динамику по грузоперевозкам и грузообороту на российском транспортно-логистическом рынке. Показатели по грузообороту страдают здесь в меньшей степени, поскольку увеличилась дальность перевозок. В целом отрицательная динамика грузоперевозок на российском рынке транспортных услуг на сегодняшний день составила минус 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и минус 2,8% составляет снижение показателей грузооборота. При этом в среднем отмечается рост тарифов на 14%, а в сфере автоперевозок – на 7%. Причем автомобильные грузоперевозки являются наиболее пострадавшим сегментом рынка транспортных услуг от экономических санкций и рецессии. Наряду с этим на сегодняшний день наблюдаются более низкие темпы роста сегмента экспедирования по сравнению с грузоперевозками, происходит снижение экспедиторской наценки в условиях падения спроса и усиления конкуренции на рынке.
– А как себя чувствует сектор складской логистики?
– Сегодня все еще сохраняются высокие темпы ввода складских площадей на фоне снижения спроса, арендных ставок и роста вакантности. В складском сегменте идет некоторое запаздывание кризисных явлений, поскольку есть уже начатые проекты, поэтому стоит ожидать, что максимальный спад в этом сегменте начнется в 2016-м из-за отсутствия новых коммерческих проектов. В II полугодии 2015-го и 2016 году наибольший прирост качественных складов ожидается в Свердловской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае. Рост прежде всего будет происходить за счет ввода объектов build-to-suit для торговых сетей («Магнит», X5 Retail Group, «Лента», Fix Price, «Верный», «Холидей Классик» и др.).
Ожидается избыточное предложение новых площадей класса А, высокая зависимость спроса от уровня ставок аренды, рост вакантности, переход на рублевые расчеты. На сегодняшний день самый высокий уровень вакантных площадей отмечается в Казани (13%), Новосибирске (11%) и Самаре (9%). Самый низкий – в Уфе (0,5%), Перми (1%), Красноярске (1%), что связано с дефицитом качественных складских площадей в этих городах. При этом в Московской области происходит сближение ставок на аренду новых складов за счет снижения их уровня в результате избыточного предложения качественных площадей. В целом по итогам 2015 года доля ритейлеров и дистрибьюторов в общем объеме поглощения составит 80–85% (без учета ввода новых складов «Магнита»). Основной спрос – это аренда готовых к въезду складских объектов класса А. Следует ожидать, что в 2016–2017 гг. прирост фонда качественной складской недвижимости в России будет осуществляться в основном за счет объектов build-to-suit.
Беседовала Оксана Перепелица
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions