+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.11.2015 13:50:05
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Глобальная перестройка

Российский рынок логистических услуг работает в условиях экономической рецессии, что обусловило падение спроса на транспортные услуги в целом. В то же время некоторое снижение деловой активности наблюдается сегодня и в мировой экономике. Ее перестройка, обусловленная формированием торгово-экономических мегаблоков, потребует определенного времени, считает главный аналитик департамента b2b проектов РБК, заместитель председателя комитета по логистике ТПП РФ Людмила Симонова.
 

– Людмила Николаевна, какие наиболее значимые процессы на мировом рынке транспортно-логистических услуг оказывают свое влияние на российский рынок?

– В целом на экономическую ситуацию в России и в развивающихся странах влияют сегодня несколько факторов. Это прежде всего переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США в отрасли и производстве нового технологического цикла. Второй момент – это формирование мегаблоков, изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок и как следствие – снижение роли ВТО в качестве регулятора международной торговли. В основе формирования таких мегаблоков лежат соглашения о свободной торговле, общих правилах инвестиций и передаче технологий. Кроме того, отмечается замедление темпов роста китайской экономики и изменение структуры китайских инвестиций. Там, по сути, идет передел экономики от материало- и трудоемких производств к капиталоемким и высокотехнологичным. Это уже можно наблюдать и по ценам на сырье, и по грузопотоку в сторону Китая, в том числе и по показателям российского импорта и экспорта за I полугодие. Как следствие, наблюдаются снижение цен на промышленное сырье и низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от сырьевого экспорта.

– В какой мере эти факторы затронули российский рынок?

– Сегодня российский рынок логистических услуг вынужден работать в условиях экономической рецессии, что обусловило падение спроса на транспортные услуги. Ситуация в ЕврАзЭС складывается достаточно плачевная, поскольку единственный грузопоток, который еще теплится и растет, – это импорт из Белоруссии и, соответственно, импорт в Белоруссию из ЕС. Хотя мы понимаем, что это просто реэкспорт тех европейских товаров, которые попали под санкции. В основном в условиях рецессии, санкций и сжатия внутреннего спроса мы видим отрицательную динамику по грузоперевозкам и грузообороту на российском транспортно-логистическом рынке. Показатели по грузообороту страдают здесь в меньшей степени, поскольку увеличилась дальность перевозок. В целом отрицательная динамика грузоперевозок на российском рынке транспортных услуг на сегодняшний день составила минус 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и минус 2,8% составляет снижение показателей грузооборота. При этом в среднем отмечается рост тарифов на 14%, а в сфере автоперевозок – на 7%. Причем автомобильные грузоперевозки являются наиболее пострадавшим сегментом рынка транспортных услуг от экономических санкций и рецессии. Наряду с этим на сегодняшний день наблюдаются более низкие темпы роста сегмента экспедирования по сравнению с грузоперевозками, происходит снижение экспедиторской наценки в условиях падения спроса и усиления конкуренции на рынке.

– А как себя чувствует сектор складской логистики?

– Сегодня все еще сохраняются высокие темпы ввода складских площадей на фоне снижения спроса, арендных ставок и роста вакантности. В складском сегменте идет некоторое запаздывание кризисных явлений, поскольку есть уже начатые проекты, поэтому стоит ожидать, что максимальный спад в этом сегменте начнется в 2016-м из-за отсутствия новых коммерческих проектов. В II полугодии 2015-го и 2016 году наибольший прирост качественных складов ожидается в Свердловской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае. Рост прежде всего будет происходить за счет ввода объектов build-to-suit для торговых сетей («Магнит», X5 Retail Group, «Лента», Fix Price, «Верный», «Холидей Классик» и др.).

Ожидается избыточное предложение новых площадей класса А, высокая зависимость спроса от уровня ставок аренды, рост вакантности, переход на рублевые расчеты. На сегодняшний день самый высокий уровень вакантных площадей отмечается в Казани (13%), Новосибирске (11%) и Самаре (9%). Самый низкий – в Уфе (0,5%), Перми (1%), Красноярске (1%), что связано с дефицитом качественных складских площадей в этих городах. При этом в Московской области происходит сближение ставок на аренду новых складов за счет снижения их уровня в результате избыточного предложения качественных площадей. В целом по итогам 2015 года доля ритейлеров и дистрибьюторов в общем объеме поглощения составит 80–85% (без учета ввода новых складов «Магнита»). Основной спрос – это аренда готовых к въезду складских объектов класса А. Следует ожидать, что в 2016–2017 гг. прирост фонда качественной складской недвижимости в России будет осуществляться в основном за счет объектов build-to-suit.

Беседовала Оксана Перепелица
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions