+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2015 17:06:54
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Операторы в плену у перепроизводства

Избыточное предложение на фоне сокращения спроса стало наиболее характерной чертой сегодняшнего рынка оперирования железнодорожным подвижным составом. Его устойчивость утрачена, а перспективы дальнейшего развития пока не определены, поэтому разработка механизмов стабилизации данного сегмента экономики была одной из важнейших тем, обсуждавшихся на Х Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520», недавно прошедшем в Сочи. 

Без барьеров

По мнению генерального директора АО «Федеральная грузовая компания» Виталия Евдокименко, причины сложившейся ситуации кроются в отсутствии входных барьеров и механизмов регулирования рынка оперирования грузовыми вагонами. «Экономическая привлекательность операторского бизнеса в 2010–2012 гг. привела к росту как численности вагонного парка, так и грузооборота», – поясняет он. Напомним, что грузооборот на сети РЖД в период с 2011 по 2014 год вырос на 2,2%, с 2087 до 2226 млрд т-км, а количество подвижного состава увеличилось на 5,1%, с 924 до 1074 тыс. ед. Профицит парка полувагонов на уровне около 80 тыс. ед. сохраняется и по сей день, при этом ставки на их предоставление упали с 1300 до 500 руб./сут., то есть более чем вдвое.

«Представители РЖД неоднократно говорили о необходимости создания условий для сбалансированной работы сети, – напоминает генеральный директор ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Елена Кунаева. – Однако до настоящего момента правовая основа некоторых видов деятельности так и не сформирована: например, до сих пор законодательно не определен статус собственника вагонов». По ее словам, операторы распределяют вагоны между потребителями, а ответственность за их своевременную подачу и соблюдение сроков доставки грузов лежит на перевозчике, тогда как влиять на технологические решения он не может.

Тем не менее в нынешней ситуации есть и плюсы. Член президиума правления и руководитель комитета по транспорту «ОПОРА России» Глеб Киндер констатирует, что цели реформирования железнодорожного транспорта, связанные с модернизацией инфраструктуры и обновлением парка подвижного состава, достигнуты: объем инвестиций за период реформирования составил более 1,3 трлн руб., а транспортные издержки потребителей услуг железной дороги снизились. За 2014-й и I квартал 2015 года уровень совокупных транспортных затрат грузо¬владельцев на железнодорожные перевозки находился в диапазоне от 3 до 6% по отношению к расчетному значению ФСТ.

Разные решения одной задачи

По мнению члена правления ООО УК «РэйлТрансХолдинг» Ирины Чиганашкиной, государственная поддержка должна распространяться на разработку и постройку узкоспециализированных вагонов, поскольку именно они остаются экономически эффективными. «Мы постоянно говорим о профиците универсальных вагонов, при этом парк специализированного подвижного состава не обновляется», – отмечает она».

На проблемы операторского рынка можно взглянуть и под другим углом. По мнению генерального директора ООО «БалтТрансСервис» и главы АСКОП Владимира Прокофьева, количество компаний – операторов железнодорожного подвижного состава на рынке транспортных услуг в настоящее время превышает все мыслимые пределы, а некоторые из них используют непрозрачные схемы ведения бизнеса. «Ряды операторов есть смысл проредить, оставив тех, кто действительно работает», – заявляет В. Прокофьев.

По его словам, необходимо и введение квот на производство новых вагонов. «Мы в ассоциации посчитали и выяснили, что долги вагоностроителей превышают 0,5 трлн руб., но все продолжаем строить вагоны», - поясняет он.

В банк или ва-банк?

На сочинском форуме «Стратегическое партнерство 1520» В. Евдокименко предложил создать на сети РЖД банк грузовых вагонов. «Для вывода рынка оперирования из системного кризиса в условиях падения платежеспособного спроса на услуги грузоперевозок необходима реализация комплекса мер, направленных на повышение внутренней эффективности бизнеса. Одной из них может стать формирование новой модели рынка оперирования – банка вагонов», – заявил он. «РЖД-Партнер» писал об этом ранее.

Напомним, что идея консолидации универсального парка на сети РЖД появляется не впервые. Ранее предлагались такие схемы, как «парк АГ», парк ВСП и «технологический аутсорсинг». Будет ли реализована идея пула в этот раз? По мнению заместителя председателя НП ОЖдПС Фарида Хусаинова, все зависит от того, каким будет дизайн механизмов новой технологии и насколько рыночными будут ставки аренды. «Если ставка окажется ниже рыночной, то данной услугой воспользуются немногие и сдадут только очень старый парк, либо сдать вагоны в новый пул захотят лизинговые компании, которые сами не управляют подвижным составом и надеются избавиться от обузы», - полагает эксперт. Если в силу каких-то причин ставки будут намного выше рыночных, то часть собственников в нынешних условиях вполне может отдать свои вагоны в управление РЖД. Наконец, если ставка будет относительно рыночной и начнет гибко меняться в зависимости от динамики спроса и предложения, то остается открытым вопрос, по какому принципу будут делиться доходы от оперирования.

Спросите у клиента

Как отнеслись к предложению ФГК участники рынка и представители регуляторов? Исполнительный директор НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Королев считает, что нынешняя рыночная ситуация сформировалась из-за необузданной конкуренции, в итоге возникли риски, связанные с безопасностью движения и невыполнением операторами обязательств по содержанию вагонов. «Эти факторы способствуют принятию решения о создании парка вагонов, разрешающего вопросы коммерческого и технологического профицита», – поясняет он.

Заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталья Яковенко идею создания банка вагонов не одобряет. «Сейчас у нас рынок покупателя, поэтому устанавливать фиксированную цену и предлагать ее клиентам неприемлемо», – подчеркивает она. По ее мнению, установление ставки на суточную аренду вагона в 600 руб. вместо рыночных 350–400 руб. не только приведет к монополизации рынка, но и окончательно отобьет у грузоотправителя желание идти на железную дорогу.

В целом понятно, что выработать новые правила игры необходимо, при этом пострадавшие появятся в любом случае: либо закроется ряд предприятий вагоностроения, либо разорится кто-то из операторов. Остается надеяться, что в случае нововведений не пострадают клиенты железнодорожного транспорта, то есть грузоотправители – единственные, кого вполне устраивали перемены, произошедшие на рынке оперирования вагонами с 2011 года.

Марина Ермоленко


Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:

– Перевозчик готов к любым формам сотрудничества с владельцами подвижного состава, при этом интеграция неизбежна. В организации, объединяющей владельцев подвижного состава, говорили о возможности создания банка вагонов, и мы готовы сотрудничать с собственниками в этом плане, но должны четко понимать, чего хотим, так как, безусловно, наличие тысячи операторов – это нонсенс с точки зрения организации перевозочного процесса.


– Ярослав Мандрон, директор департамента государственного регулирования, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития:

Мы считаем, что с операторского рынка должны уйти неэффективные собственники, к тому же в нашем понимании банк вагонов является инструментом повышения ставки на предоставление подвижного состава. В целом же стоит рассмотреть вопрос о возвращении к комплексной модели рынка оперирования вагонами.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions