+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2015 11:14:32
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Грузооборот морских портов России (ноябрь 2015 г.)

Порты – ключевой пункт в длинной логистической цепочке, выводящей российских экспортеров на мировой рынок, а состояние портовой отрасли напрямую отражает положение дел в экономике страны. Надо отметить, что грузооборот морских портов России к концу текущего года стабилизировался. Дает ли это надежду на то, что в будущем году ситуация улучшится?
 

Стабилизация – не стагнация

Если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов, составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь 2015-го перевалка увеличилась на 3% относительно 2014 года, до 495,8 млн т. По сравнению с аналогичным периодом 2014-го за 10 месяцев объем перевалки грузов в морских гаванях возрос на 3,2%, а за 11 месяцев – на 3%. Во многом прогнозы экспертов оправдались. Еще летом они заявляли о том, что к концу года объем грузов, проходящих через российские порты, станет устойчивым.

Надо отметить, что темпы роста перевалки грузов в текущем году сопоставимы с прошлогодними показателями, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трещину в международных отношениях. Объем перевалки сухогрузов по итогам 11 месяцев текущего года составил 276 млн т, что на 1,1% выше аналогичного периода прошлого года, а объем перевалки наливных грузов вырос на 4,6%, до 332,9 млн т.

Наибольшую положительную динамику показали такие номенклатуры, как уголь (112,1 млн т, +4,2%), зерно (27,8 млн т, +1,9%), черные металлы (24,4 млн т, +13,9%), минеральные удобрения (14,5 млн т, +6,7%), а также сырая нефть (185 млн т, +6,5%), нефтепродукты (133,1 млн т, +2,4%) и сжиженный газ (11,7 млн т, +5,1%).

С одной стороны, положительные показатели объясняются уверенным ростом экспорта в начале года и его стабилизацией по итогам 11 месяцев 2015-го – экспортных грузов перегружено 488,1 млн т (+5,5%). За этот же период в российских портах было обработано: импортных грузов – 30,4 млн т (-24,4%), транзитных – 43,9 млн т (+0,5%), каботажных – 46,5 млн т (+3,8%). С другой стороны, можно отметить еще одну положительную тенденцию, которая повлияла на рост грузооборота в целом, – это развитие инфраструктуры многих портов.

Контейнеризация отменяется

А вот объем перевалки грузов в контейнерах в морских портах неуклонно снижается. Если по итогам 2014 года контейнерооборот портов России сократился на 1,3%, то уже за I квартал 2015-го он упал на 22,8%. В апреле негативная тенденция лишь усилилась: объем перевалки контейнеров в портах РФ снизился на 24,2%. Максимальное падение было зафиксировано в июле текущего года – 26,6%. Однако по итогам 11 месяцев 2015-го объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – с 4,87 до 3,59 млн TEU. На спад показателей по-прежнему влияет импорт и перевалка порожних контейнеров. Основу российского контейнерного импорта составляют продовольствие, потребительские товары и автокомлектующие. «Объемы поставок в РФ именно этих грузов оказались крайне чувствительными к колебаниям потребительского спроса, вызванного падением уровня реальных доходов населения», – отмечает эксперт одного из стивидоров Большого порта Санкт-Петербург.

Отметим, что за январь – ноябрь 2015-го экспорт контейнеров сократился на 28,7% (до 1,5 млн TEU), импорт – на 29,8% (до 1,49 млн TEU), транзит – на 33,1% (до 62,54 тыс. TEU). Каботаж остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 536,84 тыс. TEU (-0,5%).

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 7,9% относительно аналогичного периода 2014 года, до 125,17 тыс. TEU (каботаж увеличился на 16,6%, до 117,94 тыс. TEU).

Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,2% (до 1,82 млн TEU), Дальневосточного – на 24,3% (до 1,11 млн TEU), Азово-Черноморского – на 20,2% (до 542,13 тыс. TEU), Каспийского – на 14,5% (до 2,57 тыс. TEU). Отметим, что доля перевалки контейнеров в Балтийском бассейне составляет 50,5%, в Дальневосточном – 30,9% от общего контейнерооборота РФ.

Каждому порту – по грузам

Больше всего морских портов – 22 – находится в Дальневосточном бассейне, 18 расположены в Арктическом, семь – в Балтийском, три – в Каспийском. В Азово-Черноморском бассейне после присоединения Крыма в 2014 году появилось пять новых портов, их общее число увеличилось до 17. Лидерами по темпам роста являются порты Азово-Черноморского бассейна – рост на 4,4%. Они же идут на втором месте после портов Балтийского бассейна по объему переваливаемых грузов: 203,7 млн т на Юге против 210,7 млн т на Северо-Западе. По итогам 11 месяцев текущего года гавани Балтийского бассейна нарастили объем лишь на 1,9%. Третье место по объемам перевалки прочно занимают порты Дальневосточного бассейна: +4,1%, до 155,9 млн т.


Лучшие показатели в Балтийском бассейне – у порта Усть-Луга, который увеличил перевалку грузов на 15,7%, до 80,5 млн т. А наиболее отрицательный результат показал Большой порт Санкт-Петербург, грузооборот которого упал на 16,7%, до 47,1 млн т. На Юге лидером по объему перерабатываемых грузов является порт Новороссийск – 116,2 млн т, который за 11 месяцев нарастил грузооборот на 3,7%. Однако самые высокие темпы роста среди гаваней Азово-Черноморского бассейна у порта Темрюк – 25,9%, хотя объем переваливаемых грузов пока не такой внушительный – 2,3 млн т. Значительно уменьшили объемы перевалки грузов операторы морских терминалов порта Кавказ (до 19,8 млн т, -21,6%) и Ейск (до 3,5 млн т, -5,9%). Что касается портов Дальневосточного бассейна, то здесь по объему перевалки также лидируют два порта: порт Восточный – 59,4 млн т (+11,4%) и Де-Кастри – 9,5 млн т (+29,5%). Наибольшее падение грузов отмечается в порту Владивосток (до 11,8 млн т, -17,4%).


Падение показали операторы морских терминалов Арктического бассейна, которые перегрузили 32,5 млн т грузов, что на 0,3% меньше грузооборота 11 месяцев 2014-го. А также компании Каспийского бассейна, перегрузившие 6,2 млн т грузов, что на 14,4% меньше аналогичного периода прошлого года. На положительную динамику удалось выйти только компаниям порта Варандей Арктического бассейна, грузооборот которых вырос до 6 млн т (+10,5%). В Каспийском бассейне лишь операторы порта Астрахань сохранили обороты на уровне прошлого года (2,4 млн т).

Отраслевые аналитики отмечают, что снижение объемов перевалки грузов в портах – это прямое отражение состояния российской экономики. И если сегодня перевалка хоть немного стабилизируется, это будет говорить о появлении положительной тенденции.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions