+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2015 17:36:54
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Арктические планы и возможности

На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал новую Морскую доктрину. Текст поправок опубликован на сайте Кремля. В документе не только подчеркивается необходимость «содействия максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на национальных верфях», но и уделяется особое внимание развитию Арктики и ледокольного флота. Контроль за этим регионом, согласно тексту документа, должен обеспечить экономическое и геополитическое могущество России. Будет ли это способствовать увеличению грузооборота по Северному морскому пути?
 

Морская доктрина приросла Арктикой

«Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов», – отметил В. Путин.

Необходимо подчеркнуть, что ранее Арктика в документе вообще не учитывалась. Один из основных акцентов сделан именно на ее развитии. Важность Арктики обусловлена значением Северного морского пути (СМП), который дает России выход в Атлантический и Тихий океан. К тому же данный регион богат ресурсами континентального шельфа.

«Сегодня идет строительство нового атомного ледокольного флота. В 2017, 2019 и 2020 гг. уже три атомных ледокола приступят к работе, к ледовым проводкам. Кроме того, Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, не ограниченный ничем», – подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Отметим, что Морская доктрина охватывает четыре функциональных направления (военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых) и шесть региональных – атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Каспий, индоокеанское и добавлена Антарктида, поскольку в последнее время вокруг нее развивается достаточно много событий, это очень интересный для России регион.

Напомним, что разработка этого документа шла в рамках Морской коллегии при правительстве РФ при ведущей роли Военно-морского флота России. Всего 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций принимали участие в разработке новой редакции.

Северному морскому пути добавят грузов

В новой редакции Морской доктрины содержатся положения не только о поддержке отечественных судостроителей, но и о развитии российского транспортного флота и специализированных решений для освоения Мирового океана.

«Однако, помимо государственного финансирования и поддержки технологического и научного развития, также предполагается формирование рыночного спроса на продукцию судостроителей», – комментирует директор по маркетингу группы «Транзас» Александр Пинский.

В Арктическом региональном направлении Морской доктрины упор сделан также на освоение природных ресурсов Арктики и ее территорий.


«Освоение региона, а также совершенствование систем мониторинга и арктической навигации будут способствовать развитию грузооборота по Северному морскому пути. Сначала увеличится объем национальных транспортировок, а в дальнейшем – международных», – полагает А. Пинский.


По мнению заместителя генерального директора АО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ») Юрия Иванова, развитие арктических зон ориентировано в основном на завоз грузов, а также добычу и экспорт углеводородов. «В ближайшие 4 года объем вывоза может достигнуть 15 млн т», – прогнозирует эксперт.

По его словам, для организации транзитных перевозок грузов между Азией и Европой необходимо совершенствовать инфраструктуру Северного морского пути.

«В первую очередь должны быть построены современные контейнерные терминалы, порты-хабы на Востоке (Петропавловск-Камчатский) и Западе (Мурманск), имеющие соответствующие мощности для перевалки грузов в контейнерах и рефрижераторах», – добавляет Ю. Иванов.

Россия может извлечь значительную экономическую выгоду из развития и эксплуатации СМП – кратчайшего морского пути от европейских до восточноазиатских портов. Еще более важно в этой связи образование стратегического внутреннего маршрута, соединяющего сибирские речные порты друг с другом, а также с европейскими и дальневосточными районами страны. Сегодня полным ходом идет реализация программы по созданию арктической инфраструктуры на острове Шмидта, Новой Земле, Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Названные острова очень важны для России, поскольку между ними и континентальной частью страны проходит кратчайший маршрут из Европы на Дальний Восток.

Коридору нужен флот

Дрейфующие льды и сравнительно низкая глубоководность ограничивают использование и вместимость судов. Однако при всех преимуществах данного маршрута транспортировка грузов по СМП может быть весьма непредсказуема в силу погодных колебаний, изменчивости ледового покрова. Также, по мнению участников рынка, рост перевозок по данному маршруту сдерживает то, что у зарубежных компаний нет собственного ледокольного флота, а арендовать российские мощности они не рискуют. Эксперты отмечают, что Россия несет большие затраты на поддержание и содержание инфраструктуры Северного морского пути: это навигационная безопасность, ледокольная проводка, средства спасения.


«Я считаю, что необходимо усовершенствовать правовую базу по транспортному обеспечению Арктической зоны РФ. Об этом уже говорилось на заседании в недавно созданной Комиссии по делам Арктики. Нужно ввести путевой сбор от иностранных судов, применение которого должно сохранить эффективность СМП по сравнению с Суэцким каналом, через него сейчас идет основной грузопоток. Внедрив такой сбор, Россия должна будет обеспечивать ледокольную проводку и навигационную безопасность. И, в свою очередь, получит выгоду от развития транзитного грузопотока», – комментирует Ю. Иванов.


Для дальнейшего развития СМП необходимо модернизировать его морские порты и отгрузочные терминалы, а также начать строительство новых ледоколов и транспортных судов, создать технологический флот для геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе. По мнению участников рынка, транзитный потенциал СМП может раскрыться только в отдаленном будущем, пока же по нему осуществляется в основном северный завоз и экспорт углеводородов.

Татьяна Симонова

Справка

Географически Северный морской путь представляет собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и западной частью Северной Америки. Так, расстояние от Москвы до Петропавловска-Камчатского через Владивосток составляет 11 654 км, в то время как по Северному морскому пути через Архангельск – 9245 км, то есть на 2409 км, или 1300 морских миль, меньше. В настоящее время путь из Токио в Нью-Йорк через Панамский канал (18 тыс. км) или из Токио в Роттердам через Суэцкий канал (20 тыс. км) занимает около 40 дней. Если идти по Северному морскому пути, то оба расстояния сокращаются до 13 тыс. км. В таком случае дорога составляет всего 25 дней. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions