+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2017 15:48:15
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь-декабрь 2016 г.)

К концу года отрасль авиаперевозок показала жизнеспособность. Впервые за долгий период не просто восстановился спрос на международные перелеты, а превзошел показатели предыдущего периода. Усилится ли данная тенденция в 2017 году?
Подарок на Новый год

За весь 2016 год декабрь оказался самым успешным месяцем для российских авиакомпаний. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в декабре 2016-го объем перевезенных пассажиров увеличился на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

Отметим, что начиная с октября 2016-го количество перевезенных пассажиров начало увеличиваться во внутреннем сообщении. Однако в ноябре впервые за долгое время объем пассажиров вырос и на международных рейсах. В декабре прошлого года на международном направлении было доставлено 2,5 млн человек, что выше аналогичного периода 2015 года на 29,8%. При этом динамика роста путешествующих внутри страны также осталось положительной – увеличение по итогам декабря составило 15,4%, до 4,2 млн человек. Однако если оценивать динамику за 2016 год, то, к сожалению, приходится констатировать, что объем пассажирских авиаперевозок отстает даже от уровня 2015 года на 3,8% и о выходе на докризисные позиции в ближайшее время говорить не приходится. Если во внутреннем сообщении отмечается положительная динамика (+7,3%), то в международном продолжается падение (-18,6%).

Аналитики напоминают, что снижение объемов перевозки началось в сентябре 2015 года. С этого момента единственным месяцем, когда Росавиация фиксировала рост, был февраль 2016 года, когда пассажиропоток вырос на 0,9%, до 5,2 млн человек, но эксперты отмечали, что российским авиакомпаниям мог помочь лишний день високосного года. Рекордное снижение пассажиропотока в текущем году было отмечено в мае – на 14,3%, до 6,89 млн человек. Тогда ощутимее всего упали международные перевозки на 32,9%, до 2,49 млн пассажиров при незначительном увеличении пассажиропотока на внутренних рейсах на 1,6%, до 4,4 млн человек. Это и не удивительно, так как для российских туристов оказалось закрыто сразу 2 популярных международных туристических направления: Египет и Турция. В итоге лидером этого лета по продаже туров стала Россия. Хотя после девятимесячного перерыва с начала сентября возобновились чартерные полеты в Турцию, при этом регулярное авиасообщение между странами практически не прерывалось. Специалисты туриндустрии прогнозировали, что до конца 2016 года не стоит ожидать полноценного чартерного авиасообщения. Однако восстановление чартера на турецкие курорты, хотя и произошло в конце высокого сезона, положительно сказалось как на туроператорах, так и на авиакомпаниях.

Рынок сжимается

Прошлый год для российской гражданской авиации был неоднозначным. С одной стороны, не случилось новых крупных банкротств, как это произошло в 2015 с «Трансаэро», не прерывалось авиасообщение с другими странами, а даже возобновилось Египетом.

Многие авиакомпании на фоне ухода «Трансаэро» с рынка смогли улучшить финансовые результаты. После аннулирования сертификата эксплуатанта в октябре 2015 года группа «Аэрофлот» получила на год допуски и коммерческие права перевозчика на наиболее прибыльные 56 международных направлений из Москвы. Сам «Аэрофлот» получил 23 направления, увеличив частоту полетов или открыв новые рейсы. Еще 33 маршрута получила дочерняя «Россия» (полеты по ним начались после передачи самолетов «Трансаэро»). Также восемь допусков получили «Оренбургские авиалинии» (сейчас

входят в «Россию»). Позднее группа отказалась от допусков по 13 направлениям: от 3 из них – «Аэрофлот», от 10 – «Россия».

Неудивительно, что сегодня доля пяти основных игроков рынка («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии») выросла на 18,8% и составила 67,4% (59,7 млн пассажиров). Среди пятерки авиакомпаний-лидеров по пассажиропотоку в 2016 г. стала «Аэрофлот», которая перевезла за 12 месяцев 2016-го 29 млн пассажиров. Однако безоговорочным лидером по темпам роста стала «Россия» (занимает 3 строчку рейтинга авиакомпаний), которая нарастила пассажиропоток на 70,5%. Другие авиаперевозчики, входящие в топ-5 показывают более умеренную динамику: «Сибирь» (15,8%), «ЮТэйр» (20,1%), «Уральские авиалинии» (18,8%). Нельзя не отметить и единственный российский лоукостер, который за год перевез 4,3 млн человек, что выше аналогично периода прошлого года на 38,7%. Таким образом, группа компаний «Аэрофлот», в которую входят «Аэрофлот», «Россия», «Победа» и «Аврора», внесла ключевой положительный вклад в общую динамику.

Рост объема перевозок демонстрировали в течение года также «Глобус» - на 50,2%, «ВИМ-АВИ» - на 30,2%, «Аврора» - на 22,4%. Все они входят в топ-15 крупнейших авиаперевозчиков. Отметим, что изменения в составе авиаперевозчиков коснулись не только российских, но и ряда зарубежных авиакомпаний. Так, за последние два года многие зарубежные авиаперевозчики ушли с российского рынка (в основном европейские лоукостеры Air Berlin, EasyJet, Fly Niki и Estonian Air, а также Cathay Pacific и – временно – Thai Airways и Delta), а другие – заметно сократили объемы перевозок (Lufthansa, Finnair, Czech Airlines, Wizzair, Aigle Azur, Emirates, Etihad, EL AL).

Дополнительный доход

По данным Росавиации, в 2016 году пять крупнейших российских перевозчиков транспортировали 768,7 тыс. т грузов и почты, что на 3,3% выше показателя за 12 месяцев 2015-го. При этом грузооборот вырос на 25,3%. В первой пятерке грузоперевозчиков каких-либо изменений нет. Лидер – авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Несмотря на то, что авиаперевозчик снизил объемы всего на 5,6% относительно итогов 12 месяцев позапрошлого года, тем не менее, он доставил в 2 раза больше грузов (501,4 тыс. т), чем остальные четыре авиакомпании вместе взятые. «Аэрофлот» за 2016-й прибавил 29,9% до 175,5 тыс. т, «Сибирь» – 6,5% (35тыс. т), «Волга-Днепр» – на 0,5% (33 тыс. т), а «ЮТэйр» – на 31,8% (24 тыс. т). Активно положительную динамику наращивает также ряд компаний, не входящих в топ-5. Так, увеличила объем перевозок грузов и почты практически в 2,5 раза «Россия» – с 8,9 тыс. т до 21,5 тыс. т, «Уральские авиалинии» – на 43%, до 20 тыс. т., «ВИМ-АВИА» – в 2 раза, до 9,3 тыс. т. В целом же, по итогам прошлого года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 20% (в международном сообщении на 21,7%, во внутрироссийском – на 4,6%). Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года (+0,6%).

По мнению отраслевых аналитиков, на объем как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок повлияло множество факторов. Конечно, среди них не только падение экономики России, но и сжатие международного рынка. Однако одним из решающих факторов в сегменте пассажирских перевозок стало падение реальных доходов населения, из-за чего снизился спрос на авиаперелеты, а также потребление товаров и услуг.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions