+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2017 15:32:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Трудности авиаперевозок

В среду министр транспорта выступил в профильном комитете Госдумы с рядом предложений по внесению изменений в воздушное и туристическое законодательства страны. Недавний крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» послужил причиной для возобновления разговоров о хорошо забытом старом и в очередной раз стал поводом для беспокойства профильных ведомств.
Дежавю

Основные идеи были сформулированы на недавнем совещании в министерстве. Чиновники предлагают ввести более детальный финансовый мониторинг состояния авиакомпаний для оценки их действительных показателей и соответствия планируемому объему перевозки.

«Текущий формат мониторинга не позволяет выявить ряд потенциально опасных факторов, которые могут привести к негативным последствиям для авиакомпании. К примеру, остается без внимания просроченная задолженность перевозчика перед поставщиками услуг, значение которых является критическим. Считаю, что в случае возникновения сомнений относительно недостатка оборотных средств компании, который может привести к просроченной задолженности, властям необходимо обязательно проверить ее наличие и где именно она образовалась. Только после этого есть возможность оценить степень негативных последствий для работы авиаперевозчика», – рассуждает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Задержки со стороны обанкротившейся «ВИМ-Авиа» начались еще весной, однако никаких мер по ограничению ее деятельности власти не предприняли. Уже к концу сентября долги «ВИМ-Авиа» за топливо составили 500 млн руб. По версии Следственного комитета РФ, компания продала билеты на общую сумму 1 млн руб., зная о том, что средств на закупки горючего в аэропорту Домодедово у нее недостаточно. Дополнительных договоров с другими поставщиками топлива у перевозчика также не было.

Рост цен на авиабилеты на внутренних направлениях также послужил причиной банкротства компании «ВИМ-Авиа». Чтобы повысить свои показатели, «ВИМ-Авиа» существенно увеличила провозные мощности и не справилась с заявленными объемами в связи с недостатком оборотных средств. «Руководство «ВИМ-Авиа» совершило стратегическую ошибку и разорилось в условиях растущего рынка, когда предложение заметно превышает спрос», – считает О. Пантелеев.

В процесс наблюдения за законностью действий чартерных авиакомпаний в Минтрансе предлагают включить экспертов туррынка, которые будут сообщать о задержках в выписке обратных билетов при наличии депозита от туроператоров.
«Сообщения о систематических задержках со стороны авиаперевозчика от экспертной группы туроператоров будут говорить уже о несостоятельности компании, поэтому данная мера будет малоэффективна. В первую очередь стоит усилить финансовый мониторинг, чтобы выявить симптомы на более ранней стадии. До 2004 года мониторингом, в том числе авиаперевозчиков, занималась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Позднее орган был упразднен и часть функций перешла к Минэкономразвития», – отмечает генеральный директор НО «Ассоциация агентств воздушного транспорта» Сергей Демиденко.

Также в рамках совещания прозвучала инициатива по организации стабилизационных фондов аналогичных туроператорским, за счет пассажиров. Эксперты сходятся во мнении, что более эффективным инструментом может послужить страхование рисков авиакомпаний и поддержка страховых компаний в организации узконаправленных страховых услуг. Однако если для крупных перевозчиков данный продукт обойдется дешево, то для региональных расходы будут более ощутимы в силу меньшего оборота.

Сегодня в зоне риска находятся перевозчики, значительная доля перевозок которых приходится на туристические чартерные и регулярные направления. Однако если авиаперевозчик принадлежит крупному туристическому холдингу, то риски его минимальны. В том числе слабо защищены предприятия, работающие в рамках программ по субсидированию, прежде всего региональные перевозчики.

Как спасают в Европе?

Крупнейшая авиакомпания Германии AirBerlin заявила о банкротстве еще в августе, однако государственный кредит в размере €150 млн продлил существование компании на 3 месяца. Таким образом, удалось избежать трудностей с возвратом клиентов авиаперевозчика обратно на родину. Последние несколько лет компания проводила безуспешную оптимизацию затрат за счет сокращения рабочего штата и самолетного парка. К концу сентября задолженность авиаперевозчика составила около €1 млрд.

Два месяца спустя чартерная авиакомпания Британии Monarch Airlines прекратила свою работу в связи с экономическими трудностями. За рубежом остались 110 тыс. пассажиров. Управление гражданской авиации Великобритании зафрахтовало 30 судов для транспортировки пассажиров обратно в Великобританию. Уже отменено более 300 тыс. бронирований. Компании не удалось продлить сертификат ATOL, и в ночь на 2 октября она лишилась возможности проводить туроператорскую деятельность. По признанию руководства Monarch Airlines, основными причинами банкротства перевозчика стали переориентация спроса с Восточного Средиземноморья (Турция, Тунис, Египет) в Западное и снижение курса фунта стерлингов.

Для возврата клиентов «ВИМ-Авиа» российское правительство подключило Специальный летный отряд «Россия», который перевозит первых должностных лиц страны, а также других авиаперевозчиков. Ситуация исправлялась под личным контролем президента РФ Владимира Путина. До 15 октября «ВИМ-Авиа» продолжит совершать рейсы в города Дальневосточного федерального округа. Перевозчик также выполняет некоторые чартерные рейсы.

«Единственной мерой по сокращению негативных последствий для пассажиров обанкротившихся авиакомпаний в России была строка в федеральном бюджете на компенсацию расходов по транспортировке пострадавших клиентов. Позднее данную статью расходов убрали из бюджета. Сегодня российские авиаперевозчики не готовы тратить собственные средства на обеспечение безопасности своих клиентов от возможного невыполнения собственных обязательств в случае банкротства», – отмечает О. Пантелеев.
О модернизации механизма по контролю авиаперевозчиков чиновники Минтранса и Росавиации говорили и после банкротства «Трансаэро» в 2015 году, однако никаких изменений в законодательство внесено не было. Крах «Трансаэро» пришелся на тот же период, что и у «ВИМ-Авиа», во время снижения спроса в октябре. Тогда за рубежом осталось 85 тыс. российских туристов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions