«Байкал» должен прийти на смену самолетам Ан-2, которые выпускались с 1947 года и долгое время являлись основой отечественной малой авиации. Сегодня в России в состоянии летной годности находится порядка 300 воздушных судов этой серии, но они постепенно списываются.
«У ТВС-2ДТС очень хороший потенциал. В его использовании заинтересованы субъекты Дальневосточного федерального округа, – рассказал глава Бурятии. – Мы провели опрос губернаторов России, и все регионы Сибири, Арктики, Дальнего Востока говорят: дайте нам этот самолет». Кроме того, уточнил он, есть интерес со стороны международных покупателей, например из Латинской Америки.
Проект самолета ТВС-2ДТС разработан Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА). В апреле 2018 года состоялся показ опытного образца. Как продемонстрировали экспериментальные полеты, новинка способна работать в условиях низких температур, осуществлять взлет и посадку на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы с низкой плотностью покрытия.
Контракт на поставку новой техники с УУАЗ подписала компания «Полярные авиалинии» из Якутии. Однако процесс создания ТВС-2ДТС затянулся. Первые самолеты Улан-Удэнский завод намерен передать в эксплуатацию в конце 2022 года, тогда как ранее это планировалось сделать в 2021-м. Ситуация с «Байкалом» обсуждалась во время посещения в июле авиапредприятия вице-премьером РФ Юрием Трутневым. Тогда для успешного воплощения проекта самолета ТВС-2ДТС предлагалось сформировать дорожную карту, где будут прописаны все мероприятия со сроками их реализации: когда завершится разработка документации, будут получены необходимые сертификаты, пройдут экспертизы. «Нужно сопровождать каждый шаг для того, чтобы проект был успешным. Пока мы двигаемся медленно, нужно ускорить процесс», – заявил вице-премьер.
Впрочем, нет гарантий, не исключает вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, что и к новому сроку «Байкал» будет представлен арктическим регионам. «Как быть населению сегодня. К примеру, в прибрежные арктические районы Якутии только 1 раз в месяц летает вертолет. Самолетов нет, как и авиаплощадок для них. Поэтому обоснованно предложение модернизировать самолеты Ан-2 и продлить срок их эксплуатации», – говорит В. Губарев.
Несколько лет СибНИА реализует проект по модернизации Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства американской Honeywell Inc. Изменения затронули другие узлы машины, а также салон вместимостью до 12 человек, который стал более комфортным. Этот модернизированный самолет получил обозначение ТВС-2МС. По сравнению с предшественником максимальная дальность полета судна возросла в 1,5 раза (более 1,2 тыс. км), а максимальная высота увеличилась вдвое – до 4 тыс. м. За счет замены двигателя машина стала более экономичной: как отмечают в СибНИА, расход топлива на 10% меньше, чем у Ан-2. Сегодня эксплуатантами судна является ряд компаний, в том числе «Аэросервис» из Забайкальского края. Сегодня ТВС-2МС перевозчика обеспечивает достаточно широкую маршрутную сеть. «Самолет показывает себя положительно, у экипажа в принципе замечаний нет», – рассказал заместитель гендиректора ООО «Аэросервис» Павел Криницын. По его словам, кроме ТВС-2МС компания рассматривала другие варианты обновления флота. В частности, за счет приобретения американского легкого одномоторного самолета Cessna Caravan. «Эта машина хорошая, пользуется спросом. Но для наших регионов она не совсем приемлема. Чем хорош Ан-2, он может летать практически на любые площадки. Cessna же избирательна», – говорит П. Криницын.
Последовать примеру «Аэросервиса» собираются в других регионах Дальневосточного федерального округа. Как сообщил заместитель директора ОГУП «Авиация Колымы» Максим Старцев, в Магаданской области сейчас идет развитие инфраструктуры для малой авиации. Упор делается на создание и обновление посадочных площадок для небольших самолетов в Сусумане, Ягодном и Сеймчане. Для полетов будут приобретены два ТВС-2МС. О планах по покупке этой машины информировали и в правительстве Хабаровского края.
Модернизация Ан-2 – перспективное направление, поскольку советские самолеты довольно неприхотливы, их шасси позволяют садиться даже на неподготовленный грунт. В то же время большие надежды перевозчиков связаны с самолетом «Байкал». «ТВС-2МС, который мы сейчас эксплуатируем, – это глубоко модернизированный Ан-2. «Байкал» – это уже другая машина. Но хотелось, чтобы он вобрал в себя все то лучшее и надежное, что было в советском самолете», – отметил П. Криницын.
Потенциальные эксплуатанты обсуждают с производителем конфигурацию судна. Если заявляемые взлетно-посадочные характеристики устраивают перевозчиков, то по другим параметрам возникают вопросы. К примеру, у «Байкала» рекордная для самолета такого типа максимальная дальность полета – 4 тыс. км. «Нам представляется это излишней характеристикой, это все приведет к утяжелению самолета. Он далеко летит, но нужно ли это? Для наших районов самолет должен быть простым в эксплуатации и в то же время достаточно крепким, с нормальным мощным двигателем, современной авионикой», – перечисляют в компании «Аэросервис».
В «Полярных авиалиниях» напомнили, что у ТВС-2ДТС запроектирован американский двигатель Honeywell TPE331-12UAN. Необходимо, подчеркивают в компании, чтобы производство данных агрегатов осуществлялось и в России. В руководстве «Полярных авиалиний» также предлагают принять программу льготного лизинга новых воздушных судов «Байкал» и Ил-114-300 (этот самолет должен прийти на смену устаревшим Ан-24 и Ан-26) за счет предоставления субсидий из федерального бюджета Государственной транспортной лизинговой компании.
Стоит сказать, в конце июля состоялось заседание комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, на котором были рассмотрены механизмы господдержки по обновлению авиапарка. «Принято решение постоянного комитета, которое предусматривает все необходимые меры по решению вопросов эксплуатации, созданию сервиса воздушных судов и т. д. – сообщил В. Губарев. – Важно, что в итоговом документе конкретно обозначен вопрос финансирования для приобретения воздушных судов: будет установлен повышающий поправочный коэффициент к размеру субсидии, которая будет представляться из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутренние, региональные, местные воздушные перевозки на территории Арктической зоны РФ и ДФО».