Это вполне можно называть бизнесом, а не контролем. Возьмем хотя бы Челябинскую область. Там за два месяца работы рамок – с июля и до конца августа, когда мы туда приехали, – на перевозчиков было наложено штрафов на сумму 8 млрд руб. Нам пришлось поднимать настоящую волну, обращаться в разные инстанции, и сейчас идут проверки по многим пунктам весогабаритного контроля, где мы успели побывать.
Нарушений множество! Не выполняются инструкции по эксплуатации весов с учетом уклонов, наклонов, колейности. Не учитываются климатические особенности. Где-то нет пломб на ящиках приборов с метрологическим оборудованием. А главное – собственники дорог, те, кто устанавливает датчики в саму дорогу, не следят за тем, чтобы толщина асфальта соответствовала стандартам, ведь в противном случае оборудование показывает некорректные данные. На участке с учетом высокой интенсивности движения в любой момент может появиться колейность. Соответственно, и толщина асфальта изменится. К примеру, в Краснодарском крае мы нашли участок с колеей 10 см! А еще узнали, что на одной из российских дорог, которая пять лет не ремонтировалась, тоже умудрились абы как воткнуть датчики. Из-за этого перевозчикам необоснованно прилетают штрафы.
Еще один пункт весогабаритного контроля установлен в лесополосе, где есть просека около 200 м. Там создается эффект аэродинамической трубы. Любой порыв ветра – получайте штраф. Вопросы: кто и с какой целью устанавливал рамку в таком месте, кто и почему принял этот объект, запустив его в эксплуатацию? Тут пахнет не контролем, а зарабатыванием денег. Поэтому мы уже начали распутывать этот клубок, подключая следственный комитет и прокуратуру. Правда, чаще получаем отписки – якобы с метрологией все в порядке, нарушений нет.
Благодаря нашим обращениям в соответствующие инстанции с учетом предоставленной фактуры некоторые решения по штрафам уже отменили. Перевозчики звонят нам и благодарят. Но пока не будет адекватной и объективной системы контроля, проблемы не решить. Люди должны иметь возможность апеллировать, а не покорно соглашаться с автоматическими данными метрологии. Ситуацию изменили бы замеры габаритов в стационарном режиме, а не в движении.
Всего один пункт весогабаритного контроля был почти идеальным – в сравнении с остальными. Его мы обнаружили в конце нашего пути – перед Крымским мостом. Там, если выявлено нарушение на самой трассе, машину отправляют на контрольные весы. Ведь мог и ветер с моря дуть, и кочка какая на дороге сказаться. Но если при взвешивании в стационарном режиме нарушение подтверждается, водителя попросту разворачивают и не пускают дальше. Если же выясняется, что все в порядке, то данные, ранее зафиксированные в автоматическом режиме, аннулируются. И в идеале все пункты в стране должны стать как минимум такими же, что будет объективно и справедливо по отношению к людям, гражданам России. И хотя госорганам придется потратить на эти цели огромное количество денег, что сильно снижает вероятность положительного исхода, мы все равно будем добиваться того, чтобы на государственном уровне было принято решение о создании системы проверок с контрольными весами.
Автор: Владимир Матягин, президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.